Теперь стоит рассказать об обоих стамбульских ж/д вокзалах - Сиркеджи (Sirkeci) в Европе и Хайдарпаша (Haydarpaşa) в Азии. Понятное дело, что будучи в этом городе, оба вокзала я обязательно посетил и не спеша отснял. Это сущности с весьма интересной ситуацией:
1) оба построены в эпоху модерна и архитектурного увлечения ориентализмом;
2) оба проектировали немцы;
3) они никогда не были связаны между собой рельсами: ни мостом, ни тоннелем, ж/д сеть Турции всегда была разорвана надвое Босфором;
4) оба сохранились практически в изначальном виде (!);
5) оба - тупиковые, упираются в море;
6) оба были результатами геополитических проектов Османской империи.
Сегодня - рассказ о "европейском" вокзале, который старше своего азиатского собрата на 20 лет. Итак, Сиркеджи, восточная гавань легендарного "Ориент-Экспресса"...
Ж/д тупик на вокзале Сиркеджи, прибыл Balkan Express. Дальше пути нет...
2. Вокзал Сиркеджи расположен на берегу бухты Золотой Рог, внизу, всего в 1 км от св. Софии, находящейся на самом восточном холме исторической части. Вот он, виден на снимке справа на заднем плане. Левей проспекта Дж. Кеннеди, чуть за кадром, - берег бухты и причалы. Пути уходят не на запад, как можно подумать, не зная топографию Константинополя, а на восток. Потом они огибают Дворцовый мыс, пару километров проходят вдоль Босфора и наконец разворачиваются на запад, проходя вдоль Мраморного моря.
3. Разумеется, как и всякий уважающий себя вокзал, Сиркеджи имеет свой собственный паровоз-памятник.
4. С запада, со стороны трамвайной остановки, вокзал выглядит крайне непритязательно и его легко можно пропустить.
5. Главное же здание вокзала построено не со стороны тупика, как московские и питерские вокзалы, а сбоку, вдоль путей, и обращено фасадом к берегу Золотого Рога. К сожалению, в момент моего пребывания главный фасад был на реставрации и выглядел вот так.
Строительство нового здания вокзала началось 11 февраля 1888 года. Вокзал, который сначала назывался «Станция Мюшир Ахмет Паша», открылся 3 ноября 1890 года, заменив временную постройку. Автором проекта был Август Яхмунд, прусский архитектор, читавший в то время лекции в Стамбульской Политехнической школе. Здание было оснащено по последнему слову техники того времени, освещалось и отапливалось газом.
6. Центральный парадный вход и главный зал (внутри).
6а. Вот так вокзал выглядит в "штатном" режиме (снимок из Вики)
6б. Вид вокзала в османские времена (конец XIX века, открытка). Главный вход и променад - со стороны прибытия "Ориент-Экспресса".
7. На фасаде - настоящие арабские цифры, а не те, что мы называем арабскими. Возможно, они означают год или начала, или окончания постройки.
Прежде чем осматривать вокзал изнутри, давайте на него "приедем". Пути туда идут оригинально: огибая дворцовый мыс и загибаясь в итоге на 180 градусов. Так сложилось исторически: далеко от центра вокзал строить не стали, а султан Абдул Азиз разрешил проложить пути (1870) по территории парка, обрамляющего Топкапы, ломая остатки почти целых византийских стен на берегах Мраморного моря и Босфора. Стены и остатки средневекового колорита тогда массово ломали везде - и в Вене, и в Париже, и в других городах Европы, так что и Константинополь этого не избежал. Поэтому железная дорога тут проходит в буквальном смысле по артефактам мировой истории.
8. Итак, вид с платформы Кумкапы. Тут они идут вдоль Мраморного моря.
9. Когда едешь вдоль моря и смотришь из окна электрички, то видно нагромождение самых разных исторических построек. Остались и куски византийских стен и сооружений, которым около полутора тысяч лет. Как я уже говорил выше, при сооружении дороги строители ломали остатки старого Константинополя - иначе было берегом её не проложить.
10. А вот остатки византийских стен - смотрим на восток. Это линия уже заворачивает, идя по берегу пролива Босфор и вдали видна Азия.
11. Если же смотреть на север, то на холме можно иногда заметить и св. Софию, которая абсолютно господствует над всею этой местностью высотной доминантой. Впрочем, городские скайлайны с моря я покажу отдельно, это не тема этого поста.
12. Затем линия загибается полукругом и приходит на берега Золотого Рога. Это мы уже подъезжаем к вокзалу.
13. Ну что же, вот и прибыли. Теперь с самой дальней от тупика точки пойдём к вокзалу.
14. Платформа для городских электричек - они тут включены в общегородской тариф. Очень удобно!
15. Электрички тут есть как новые...
16. ...так и более пожилые. Пожилые пока преобладают.
17. Вид на главный зал вокзала с пригородной платформы.
18. И, наконец, тупик. Дальше хода поездам нет.
19. В самом конце - обязательный Отец Турок с обязательным изречением.
20. И крытый зал с выходом на запад, к трамваю (см. фото 4). К электричкам надо проходить через турникеты.
21. Взгляд назад, на пригородную платформу.
22. А вот к главной платформе дальних поездов можно пройти свободно и бестурникетно. Она низкая, в отличие от пригородных. Сейчас мы на путях наблюдаем бухарестско-будапештский "Балкан-Экспресс". А вообще, дальних поездов тут исчезающе мало, кажется всего 2 или 3 и в основном эта "парадная" платформа пустынна и малолюдна.
23. Сюда, на эту платформу, и приходил легендарный "Ориент-Экспресс" из Парижа. Мне было очень приятно, что турки сохранили вокзал той эпохи практически в первозданном виде, с самыми минимальными вторжениями современности. И, признаться честно, порой чувствовал себя как в машине времени (в хорошем смысле).
23а. А вот карта следования "Ориент-Экспресса" (из Вики):
Посмотреть на Яндекс.Фотках Он регулярно ходил своим неизменным маршрутом (красный цвет) с 1889 по 1962 год. В 1883-89 сушей ходил только до Варны, потом пассажиры следовали морем. Когда позже ввели симплонский вариант (1919), через Венецию, это вызвало большое недовольство и ревность владельцев "главного" поезда.
23б. Табличка классического "Ориент-Экспресса" (из технического музея).
24. Сохранился и знаменитый (в 1940-е - 50-е) в писательских и артистических кругах города ресторан. Он тоже называется Ориент-Экспресс.
25. Вокзальный колокол. Им обьявляли отправление поезда.
26. Вообще, главной "ориентовской" платформе отведено 70% площади вокзала.
27. Вход в центральный зал.
28. Над дверями - потрясающие цветные витражи. Зайдём?
29. Главный зал. Сейчас он пуст, как музейный. Что было тут раньше, остаётся лишь догадываться
30. Общая диспозиция, от пола до потолка
31. Крыша главного зала.
32. И выход на главную платформу. Всё так тщательно подреставрировано, и выглядит поистине великолепно! Я ходил по помещениям в состоянии эстетического шока и офигевал от машины времени.
33. В некоторых местах витражи "работают" почти уж совсем фантастически. Там, дальше, есть и небольшой музейчик турецких ж/д. Бесплатный.
34. Ещё, работа витражей. Другой зал.
35. Вечерний вид, с выходом на запад.
36. Выходим наружу. Турки сохранили даже оригинальный вид старых скамеек, как у нас на Витебском вокзале.
В общем, вокзал совершенно потрясающий по стилистике. Любителям модерна и ориентализма - идти сюда обязательно, не пожалеете и получите эстетитческий шок!
Но Сиркеджи - это всё-таки цветочки. Настоящий шедевр - это его младший азиатский брат, о котором пойдёт речь в следующей части.
Продолжение следует.
0.
Введение1.
Город котов и кошек2.
Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"3.
На метробусе из Европы в Азию (видео)
4.
Стамбул: колорит и характер города