Автопробег R-F-D, часть 8. Крепость Свеаборг и подлодка "Вессикко"

Oct 09, 2006 15:23

Мы причалили и сошли на берег. Разноцветная толпа с катера как-то сразу рассосалась по разным направлениям: справа была дорога на деревянный мост (см. ниже), слева - тоже дорога куда-то, а мы пошли прямо.


Свеаборг - бывшая главная база русского Балтийского флота, посему быть в Хельсинки и не посетить это место было бы с моей стороны неправильно. Тем более что в прошлый раз я обломился с нею. Финны молодцы - они ничего не стали крушить, а постепенно превратили крепость в музейно-художественно-исторический комплекс.
А посмотреть тут было что, тем более что я знал - это одна из самых больших военно-морских крепостей мира. За время владения Финляндией русские усовершенствовали шведские укрепления, понастроили много своего - гарнизон одно время был больше 10 тыс. чел и соединили четыре (? - или больше? - я насчитал четыре) острова в одну большую систему.
***
Прямо перед нами стояло протяженное розовое здание с легко узнаваемой строгой «гарнизонной архитектурой». Ну, вспомните гауптвахту на Сенной площади (в Питере, конечно), или здание в устье Фонтанки напротив Адмиралтейских верфей, и вы меня поймете. Сразу было видно - работали военные инженеры. Цифры 1868-1874 говорили сами за себя, и попутно информировали, что это уже не шведское произведение.
По центру здания - арка (и два листочка конопли обрамляли её - к чему бы это?). И вход в крепость. Вот мы и пошли внутрь.




Мы прошли мимо знаменитой церкви-маяка (отдельно расскажу - она того стоит), по плацу, по границе которого тоже стояло длиннейшее гарнизонное здание XIX века, и углубились в еще одни ворота, какой-то следующий обвод крепости. Нам сразу бросилась в глаза ограда церкви из цепей и пушек - очень колоритно!


Минут через десять мы уже куда-то пришли, куда - непонятно. Но точно, уперлись в тупик. Там работала пара финнов в камуфляжной одежде, и они сразу с любопытством на нас воззрились, остановив свою работу. Пришлось объясняться и просить дорогу. К счастью, один финн понял мой ломаный английский, и с энтузиазмом стал сапогом чертить по земле, поясняя куда и где нам надо поворачивать, чтобы прийти на «кэннон позишн» и к «финниш сабмарин». Я в общих чертах понял, поблагодарил его и мы вышли обратно. Вскоре выбрались и пошли (вроде) уже по правильной дороге.
Да, точно - а вот и мост с одного острова на другой, который нам и нужен.


Начались укрепления шведской постройки XVIII века, весьма «внушающие», надо сказать. Дошли до острого угла, и затем повернули наверх (да, тогда я не увидел, что мы проскочили подлодку, стоявшую рядом - но из-за густого тумана её не было видно).


Поднялись наверх - там было что-то типа дачных коттеджей (в центре), а вот ближе к Балтике начались наконец капониры, возвышавшиеся там и тут. Кое-где они перемежались каменными погребами для хранения боеприпасов.


Главные артиллерийские позиции - снова российская постройка.
Вот орудие 1894 года с возможностью поворота примерно на 150 градусов. Смотрит в море, но может обстреливать и десант на берегу благодаря широкому сектору обстрела.


Артиллерийский погреб, из него также можно попасть и в жилые помещения (казармы). Кое-какие дыры открыты, можно походить по коридорам и помещениям, правда, для комфортного осмотра нужен весьма мощный фонарик.
Мы залезли, немного посмотрели.


На орудии клеймо - «Премскiй сталепушечный заводъ». Честно говоря, не понял, что это за завод. Пермский (в Мотовилихе) знаю, а Премский - ХЗ, где…


Обошли позиции по периметру, там их довольно много. В центре, за позициями, сделан квадратный пруд с бетонированными краями - назначение его я не понял. Потом подошли снова к ещё шведской системе укреплений, над ними в тумане развевался финский военный флаг.


На другой стороне укреплений находился довольно интересный музей береговой артиллерии, где были представлены натурные образцы орудий - пушки разных лет, в основном 1840-1910, мортиры, и даже какое-то хитроумное береговое торпедное устройство, которому я немало подивился, рассматривая устройство.


Стали спускаться снова вниз, туман начал наконец рассеиваться, стали проступать острые мысы и промежуточные бухточки. Да, тут красиво, только из-за тумана нифига не видно :)


Дошли снова до «острого угла» на спуске, и вот наконец увидели ту самую подлодку - «Вессикко», финской постройки, 1933 года. Она была закрыта на большой амбарный замок без каких-либо указаний на часы работы, так что пришлось довольствоваться внешним осмотром.

Вот вид на лодку от «острого угла» (Лёха стоит для масштаба у носовой части).


Вид снизу, с кормовой части.


Общий вид подлодки, сзади.


Осмотрев подлодку, снова вернулись на главный остров, Исо Мустаасари.
Мостик на остров с мостками на причал.


Пока ходили по крепости вверх-вниз, незаметно время подошло к 12 дня, так что под ложечкой засосало и перед нами встала настоятельная задача - пожрать.
Зашли на главный остров и где-то внутри нашли прелестное заведение. Меня там привлекла надпись мелом на доске «Buffet», это значит - шведский стол и можно вдоволь наесться. Просили 12,5 евро за все про всё, плюс чай/кофе ещё 2,50 отдельно, по желанию. Но в общем, на эти 12,5 евриков мы так славно и сытно наелись, что Свеаборг мне запомнился не только туманом, пушками, деревянными мостами, но и вкуснейшей едой.
Посидели, передохнули, и жизнь оказалась прекрасна.

Ну, идем дальше, к церкви-маяку, её надо посмотреть получше.

Продолжение следует.

Автопробег R-F-D, подлодки, архитектура, Финляндия, Свеаборг

Previous post Next post
Up