"Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице" - когда-то говорил великий комбинатор незадачливому Кисе Воробьянинову в "Двенадцати стульях". Так это, или не так - я не знаю, однако улица эта и сегодня, спустя 80 лет после написания тех строк, являет собой колоритную картину. Мы побывали в Одессе во многих местах, где осталась старая застройка, но всё-таки из всех районов именно Малая Арнаутская оставила у меня впечатление наиболее цельное - как хранитель культуры старых двориков, духа первой половины Двадцатого Века и стойбище антикварных машин. Важным её преимуществом также является отсутствие фальшивого тур-гламура, отчасти свойственного самому центру Одессы.
Именно поэтому ей посвящаю отдельный пост в одесском цикле.
Попасть на неё не просто, а очень просто: выходим с крыльца железнодорожного вокзала, проходим через площадь, пересекаем улицу и на следующей перпендикулярной - сворачиваем направо. Это и есть та улица, которая нам сейчас нужна.
Сразу уточню, что тут мы рассмотрим только отрезок улицы от Пушкинской в направлении пляжей Ланжерона, направо. Сама Малая Арнаутская примерно вдвое длиннее, и мне бы не хватило поста, чтобы вдумчиво показать её всю. Так что ограничимся половиной :-)
1. Этот район Одессы, несмотря на относительную близость ж/д вокзала и центра, достаточно тихий, сонный и малоэтажный. По Малой Арнаутской в подавляющем большинстве высота зданий не превышает 3-4 этажа, а примерно на половине пути представляет собой 2-этажную капитальную застройку. Которую (пока) никто ещё не рвётся застраивать, как в Питере старый фонд, дополнительными этажами, мансардами, башенками. Тротуары по обеим сторонам - достаточно широкие, зелени хватает. На переднем плане - типичная одесская рекламная тумба.
2. Магазин "Дамский вопрос". Обратите внимание, что вывеска дублируется на украинском и иврите.
UPD: надпись на иврите является аббревиатурой, означающей "С Б-жьей помощью".
3. Подобный киоск в нынешнем Питере безусловно относился бы к категории "привет из девяностых", но тут это вполне обыденная часть городского пейзажа, не выбивающаяся из общего контекста.
4. Симпатичное 4-этажное здание напротив.
5. Населённость старой одесской улицы не определяется только зданиями на "красной линии", потому что почти все здания имеют арки (или ворота), которые уходят вглубь и заметно расширяют ареал обитания, открывая взгляду любопытного наблюдателя дворики разной степени обширности.
6. Следующий дворик. Населённость каждого дворика-"аппендикса" можно довольно точно оценить по количеству почтовых ящиков у ворот или в арке.
7. Обитатель улицы запросто сидит на стуле у проезжей части, очевидно, ожидая кого-то. А может, просто отдыхает.
[upd2] Уличный парковщик, возможно даже, житель близлежащих домов.
8. Тротуары тут широкие, это хорошо. На заднем плане справа виден обитатель-на-стуле.
9. Каждый дворик живёт отдельной жизнью, составляя свой микромир. Одесситы старой закалки, очевидно, ценят фигурное литьё и балконы-курятники. И все поголовно сушат бельё (обращайте внимание - как и на снимках 5-6).
10. Другой колоритный дворик, рядом. Снимать во дворах нужно быстро, собранно, и быть готовым ко всяким внезапностям, типа псов-сторожей из ниоткуда.
11. Сушка белья может производиться и на красной линии застройки.
12. Ещё дворик. Справа притаились Почтовые Ящики.
13. Почтовые Ящики давно уже почти не используются по назначению, приходя в негодность, однако сохраняются. Они есть практически везде.
14. А вот и сюрпризик: навстречу непрошеному визитёру выбегает Сторож (хорошо, что небольшой - на Молдаванке, пару дней спустя, меня выбежал "встречать" огромный псища).
15. Идём по улице дальше. Если не ошибаюсь, у здания стоит аутентичная "копейка".
16. Арка, Почтовые Ящики, литьё (скорей всего, дореволюционное).
17. Она же, чуть подальше. Домик - 1876 года постройки.
18. Перекрёсток. Застройка сохраняется малоэтажной и не давящей на психику, отчего улица воспринимается уютной.
19. ГАЗ-53 на тротуаре.
20. А вот такой дворик уже несколько ближе к петербургскому стилю. Хотя, в Питере они более мрачные и высокие.
21. Салон красоты "Комильфо" в здании конца XIX века.
22. Строитель здания (или архитектор?). Табличка в фасаде.
23. Упираемся в ул. Белинского, тут Марая Арнаутская заканчивается; поэтому мы переходим её и пойдём обратно, по солнечной стороне.
24. Фигурное литьё периодически подновляют. Сохраняется ли оригинальный стиль, и следит ли кто за этим, не знаю.
25. На этих воротах висела надпись "Пиратский культурный центр" (см. заглавное фото поста).
26. Это фото вы уже видели. Говорят, там живёт какой-то местный чудик :-)
27. Идём дальше. Кое-где тротуары сужаются, уступая место зелёным квадратикам.
28. Кроме оригинальный балкончиков на вторых этажах, малые арнаутцы надстроили много самопальных курятничков.
29. Кое-где сохранились ещё советские таблички, с общесоюзным индексом.
30. Ещё одно местное поветрие: пристраивать какие-то лабиринтики, из полупрозрачного материала (оргстекло?).
31. Тротуар снова расширяется, выходим на оперативный простор. Справа - самопальный садик :-)
В целом, улица приятная и колоритная. Рекомендую для неспешных и аккуратных прогулок тем, кто не любит дешёвый тургламур, а уважает аутентичность. А вот сможете ли вы тут, друзиа, купить себе заграничное средство "Титаник" для окраски усов, я так и не смог уяснить :-)
Продолжение следует.