В подавляющем своём большинстве путешественники из столиц предпочитают метод "кузнечика" - прыгнут на реактивной авиаколымаге в интересующий их город, бегом отсмотрят то, что хочется или то, что получится, и затем - за пару-тройку часов - отпрыгнут обратно, в свой кишащий муравейник; затем сразу, не успев опомниться, варятся в кипящем масле дел. Ну - типа "мы же современные люди", динамичный темп, "так надо, так правильно". Что до меня, так я давно уже убедился, что этот "столичный" метод мне крайне чужд и неудобен.
Неспешный метод мне ближе. Во-первых, он позволяет понять, какое именно окружающее пространство находится между двумя пунктами, насколько оно велико, какие значимые города на этом пути и как изменяется пейзаж; во-вторых, позволяет на определенное время полностью абстрагироваться от суеты, стрессов, от сети и прочих паутин, жрущих время; в-третьих, на обратном пути можно привести в порядок свои впечатления, осмыслить и систематизировать увиденное, прочесть заранее закупленные местные газеты из тех краёв и увидеть изменение местности в обратном порядке; в-четвёртых, возвращение в свои пенаты происходит плавно, с постепенным переходом - и это тоже важно, для морального состояния и избежания стрессов.
Поэтому мой выбор - поезд или теплоход. Авиаколымаги - крайний случай, только если нельзя никак иначе; автобус тяжёл для ночёвки; авто требует ответственности и не позволяет анализировать пространство, если ты за рулём (но при этом я совсем не против разумно организованных дальних многосуточных автопробегов). Конечно, нужно грамотно подходить и к выбору поезда, и к подбору места; благо, современные технологии это уже позволяют делать, минуя кассиров.
* * *
Сейчас хочу обстоятельно рассказать о пути из Петербурга в Одессу, из Северной Пальмиры в Южную. Скорый поезд №20 преодолевает этот путь за 33-34 часа, очень удобно: две ночёвки, один полный день. В полночь отбываем с Витебского вокзала, утром в Новосокольниках, больше полдня проходим через Белоруссию, вечером уже на Украине; ну а в 10.30 утра следующего дня - уже и солнечная Одесса, и Чёрное море. Рассказ получился в двух больших частях, в одну я никак не мог вместить всё то, что хочу показать.
Да, и маленький дисклэймер, на всякий случай: эти два поста предназначены для любителей путешествовать по ж/д. Рэйлофобам разных мастей - и гнедой, и вороной, и в яблоках - просьба не заходить. Вякающие ненавистники будут отняты от титьки комментов, с византийско-монголо-кацапским коварством, которое в этом журнале вполне возможно. Правда, авиафилам умеренно высказываться можно. Но - аккуратно и вежливо :-)
Ну вот, спасибо за внимание к моим воззрениям; и поехали, с Богом.
Вот на этом самом поезде мы и достигли Одессы
1. Витебский вокзал Питера, полночь. Наш поезд уже на платформе (слева). Загружаемся.
2. Вид на модерновый дебаркадер вокзала, с изящными клёпочками. Сияет в ночи надпись "Санкт-Петербург". Люблю Витебский вокзал: он несуетливый, красивый, небомжовый, спокойный и приятно пахнет дымом. Московский не очень уважаю - он суетливый и слишком деловой и торговый, ну а Ладожский - очень уж бездушный и слишком современный. Как сияющая никелем новая кофеварка с кучей наворотов.
3. Это расписание, висящее в вагоне: показывает весь наш путь и остановки.
4. Вагон нам достался аммендорфовский германской постройки: это самая лучшая для дальнего пути модификация, на мой взгляд. Тверской новый, с резинками везде - неприятен и бездушен, и с колоссальным недостатком: в нём нельзя смотреть в открытое окошко. И к тому же менее удобен в мелочах. Ну а ночные евровагоны - это вообще полный пиздец, особенно 3-полочные. Днём только сидеть, подремать нельзя; ночью только лежать, сидеть нельзя - никакой свободы выбора. Столика практически нет, нормально не поесть - нужно идти в поездной кабак и кормить своими бабками околопоездную свору, есть в купе у них не принято. Да и меньше они заметно и скованней в них; проход у купе заметно уже, места для размещения вещей меньше. Разве что биотуалет, но это не спасает от остальных крупных недостатков. Как-то раз проехал от Москвы до Берлина в таком, пришёл в ужас и дал себе слово больше никогда не ездить в ночном спальном евростандарте.
Так что - купейный Аммендорф, это наше всё: деревянные окна, уютная печечка и горячий чай круглосуточно :-)
5. Ну-с... поехали. Вот пересекли Обводный, затем Лиговку; вот мелькнула над нами светящаяся КАД. Прошёл проводник, проверил билеты; вот Детское Село. Не спеша проехали Павловск; теперь можно попросить подстаканники или заварить свой чаёк: ведь температура в котле за полчаса поднялась. Мы - в пути, пора врастать в обстановку.
Огромное преимущество поезда - возможность составить своё меню, без глупых ограничений на любую жидкость. Брать билеты "с услугами" - нерационально: возьмут заметно дороже, принесут типовую еду, которая вполне может и не понравиться. Так что мой однозначный выбор - заранее подумать о своём меню, по всем пунктам.
Ужин после Павловска с коньячком
Авиафильский фетиш жратвы на борту мне тоже крайне чужд - принимать пищу приходится в очень ограниченном пространстве, жрать разом всем пассажирским стадом; кушаешь из типового пластикового короба-ковчега. Вот что за удовольствие? Как телёнок в коровнике, с автопоилками. А потом пройдут доярки-стюардессы, ещё раз типовое питьё телятам раздадут. Бизнес-класс - тот же коровник, только с фарфоровой автопоилкой и премиум-добавкой в корм в виде разного бухла.
Тягаются авиафилы между собой, хвастаясь новыми фичами (типовой пример):
- (с восторгом) Слушай, вот месяц назад летел компанией "Хераэро" в Жёлтозапупинск, так они стали в бортпитании давали на 37 г риса больше!
- Ой, это что, а я вот летел "Запупинскавиа", так там выдают бутерброд на 8 икринок больше, чем в "Хераэро"! И дают ещё перчинку болгарскую впридачу!
- Ого, как здорово!
- И окрас у запупинских бортов оригинальный: они красят их под очень редких диких бразильских обезьян. (с придыханием) Приятно на таком лететь!
- Фигасе! Надо слетать! На 8 икринок больше! И обезьяны! Обожаю этот окрас!
Вот так послушаешь стандартный авиафильский базар и думаешь: ну, ей-Богу, как северокорейские шофера в китайской экономической зоне Шэньчжэнь. Получили на шару порцайку и рады безумно. Нет, ребятки, меню в дорогу надо составлять самому, из тех продуктов и напитков, которые хороши, приятны и соответствуют личным вкусам. Так - не ошибёшься.
Поэтому я предпочитаю поезд. И - заварной чай, желательно заранее подобранный в правильном магазине и засыпанный в жестяную коробку. Это придает бодрость и позволяет ощутить настоящую дорогу.
6. Ночь поспали, раннее утро встречаем уже на станции Новосокольники Псковской области; наш поезд на 1-м пути.
7. Вокзал островной; пути находятся с обоих сторон от него. Тут - пересечение линии Петербург - Могилев - Украина и рижского хода от Москвы.
8. Если заглянуть в вокзал (снимать крайне осторожно!); видно, что стороны света тут так и называются: Санкт-Петербургская и Московская.
9. Чайная "Умка" на станции, вида весьма непритязательного, но зато оптимистично разрисованная.
10. Однако самая главная фишка станции Новосокольники - антикварные ручные стрелки 1950-х годов, принадлежность архаичного и неинтенсивного рижского хода (на Транссибе такие ушли в Историю 35 лет назад). Вечером они светятся, совершенно тёплым и волшебным молочно-белым и жёлто-яичным цветами из своих глазков.
11. Дальше их нигде не будет; так что подхожу и снимаю такое чудо вблизи; благо, наш вагон остановился очень удобно.
12. А вот ещё, стрелочек ручных.
13. Однако всё не так просто: вон тот сцепщик в оранжевом палит меня и по рации вызывает ментов. Пассажиры все спят, вышли только мы, неутомимые путешественники, да ещё человек с десяток на весь состав; и наше поведение очень подозрительно. Походит наряд ментов, проверяет мои документы, опрашивает о целях и задачах. К счастию, мой шильдик Transsib.ru наготове (я ж не первый и не десятый раз на ж/д), и я объясняю, что у них уникальная станция и ничего похожего на нашем дальнем пути нет. Так что они в итоге даже оправдываются: "Ну вы знаете, работа такая! Сами понимаете, сейчас после "Невского Экспресса" неспокойно, с нас требуют..." и не спеша удаляются. Отлично, менты тут незлобивые, вполне адекватные, и снимки стрелок целы.
14. 422-й километр. Вот туда-то, на юг, мы вскоре и поедем дальше. А пока горят красные.
15. Станция Невель, заключительная российская на нашем пути (снимок через окошко).
16. Осадков было за весну много, и воды, соответственно, тоже.
17. А это уже Белоруссия, и теперь мы едем уже по БЧ (беларуской чугунке). Переводим время на час назад.
18. Успеваем после Городка заварить свежего чайку, испить его и вскоре прибываем в славный город Витебск. Тут стоянка полчаса, можно и погулять.
19. Вокзал и привокзальная площадь сейчас реконструируются. Несмотря на стройку вокруг, на платформах - идеальная чистота и порядок. Внизу - наш поезд.
20. Люди вокруг всё время что-то подкрашивают, подправляют, улучшают. Тоталитаризьм Батьки дошёл уже до такого состояния, что он не только заставляет бедных белорусов питаться натуральными продуктами, не обезображенных прогрессивными евротехнологиями, но более того - не даёт никому расслабиться и пожить в грязи; так что везде вокруг разграфлено, убрано, рассортировано и уставлено поясняющими плакатами. В общем, ужос и зажим демократии! А ведь стоит только покинуть диктатуру и пересечь границу Евросоюза на запад, как на станции в Белостоке (Польша) недалеко от белорусской границы снова будет привычный срач. Можно и на восток (Россия) и на юг (Украина) - и там будет тоже не фонтан, в плане чистоты.
21. Вот, вы только посмотрите. Даже вагонные тележки красят так, что важные элементы сразу выделяются. Прям как немцы. Ну разве так можно?
22. Ладно, в дупу эти лукавые размышления, давайте просто посмотим с виадука на Витебск и на свистящий славянский "боинг".
23. После прогулки по витебской станции вполне можно ещё раз заварить чайку и подкрепиться, чем Бог послал. На фото - шпроты из салаки.
24. Интерьер нашего вагона №13 (интересно, что и обратно мы ехали в этом же самом вагоне - так совпало).
25. Трогательная табличка на купе проводников. В ОАО РЖД действуют свои ведомственные правила пунктуации и орфографии, так что ничему не удивляйтесь.
26. Табличка вагона. Он 1992 года, последних поставок. Жаль, конечно, что легендарный аммендорф убит слиянием Германии - отличные вагоны делали. Сейчас они постепенно стареют, несмотря на капиталки; ещё пять-семь лет побегают - и всё...
27. Печка, со стороны тамбура - там есть служебный закуток, иногда его открывают.
28. Пересекаем Западую Двину, которая потом превратится в Даугаву.
29. Прибываем на станцию Орша. Тут пересечение с московско-варшавским ходом и тоже большая стоянка. Вокзал - островной, как и в Новосокольниках.
30. Берлинский вагон от нашего поезда отцепляют, он пойдёт на запад, а мы - дальше на юг.
31. А в скверике станции стоит паровоз-памятник П-36, "генерал".
32. Кабина паровоза.
33. Тщательно и аутентично подкрашенный герб СССР с эмблемой МПС.
34. Табличка на передней части паровоза-памятника.
35. Звезда с гербом СССР на передней части котла. Тоже очень тщательно выкрашенная.
36. За паровозом - памятник герою Советского Союза партизану Заслонову.
37. Мемориальная плита у памятника.
38. Вокзал в Орше - послевоенный сталинский, монументальный. Увы, не смог заснять шикарную лепнину фасада главного здания, снимать было крайне неудобно.
39. Старенький дизелёк на нашей платформе; однако вполне ухоженный.
40. Ну что ж, отправляемся дальше на юг.
Путь через Белоруссию и Украину до Одессы и прибытие экспедиционеров в пункт назначения - в следующей части.