Der totalitäre Ring, часть 28. Печальная повесть о венских вокзалах

Feb 25, 2010 18:31

Архитектуру Вены я вам в предыдущей части показал, в виде разноплановой солянки, и вот теперь пришла пора рассказать о моём крупнейшем венском разочаровании. Я имею в виду вокзалы Вены. Дело в том, что Австро-Венгерская империя исторически создала немало настоящих шедевров в этой сфере. Там существовала мощная архитектурная школа, с традициями. Те, кто бывал в Праге или Львове, меня поймут. Пражский вокзал в стиле модерн я вам показал отдельной частью этого цикла, львовский (лембергский) вокзал - тоже выдающееся произведение. Логично было бы предположить, что уж в столице империи шедевры в этой области ещё "шедеврее", нежели чем в крупных городах - её бывших частях.
Однако всё оказалось с точностью до наоборот: современные венцы обошлись со стильным вокзальным наследием империи по-варварски, чему я был сильно удивлён. А вникнув в историю вопроса (немного позже), и вовсе оказался потрясен: исчезновение имперских вокзалов оказалось не воздействием Второй мировой, а как раз следствием послевоенного равнодушия, а то и презрительно-рыночного отношения к "отжившему". И это красавица-Вена, которая, казалось бы - образец стиля и бережного отношения к истории! Посему рекомендую внимательно почитать сей пост градозащитникам разных мастей, которые обычно восторженно тащатся от стандартов "просвещённой Европы" и негодуют на "совок" and "лапотную рашку" (которая, в отличие от, сумела сохранить многие десятки своих вокзальных шедевров - как в обеих столицах, так и в менее крупных городах на Транссибе, Урале или в Поволжье).
* * *
(сладеньким тоном доброго сказочника) Итак, было в славной столице империи кайзера Франца-Иосифа пять красивейших вокзалов... жили они себе, поживали, да добра наживали... и вдруг! налетели тучи со всех сторон, закрыли они красно солнышко... и всё внезапно переменилось...


Wien-Nordbahnhof. 1895



В имперской Вене образца 1914 г. было пять вокзалов, которые можно классифицировать именно как полноценные городские вокзалы в российском понимании: Южный - пара Südbahnhof и Ostbahnhof, Западный (им. кайзерин Элизабет) - Westbahnhof, Северный - Nordbahnhof, им. кайзера Франца-Иосифа - Franz-Josefs-Bahnhof, и несколько менее значимый проходной Центральный (Серединный) - Wien-Mitte. Остальные были тупиковые, конечные - подобно Киевскому в Москве или Московскому в Питере. Немецкая традиция несколько иная и может называть этим термином менее значимые сооружения: транзитные и даже мелкие станции в черте города, однако я буду придерживаться российской трактовки: городской вокзал - это базовый пункт отправления/прибытия поездов со всей соответствующей пассажирской инфраструктурой, связанный с транспортной сетью города.
Именно в таком порядке их я и посетил: на Южный - приехал из Праги, близ Западного - жил, Северный посетил перед Дунайскими районами, Франца-Иосифа - после флактурмов Аугартена, там недалеко, а Вену-Митте совместил с питием кофия в Штадтпарке. Совсем отдельное цельное время на все вокзалы разом я выделить не смог, как когда-то в Париже, поэтому посещал их по мере возможности, постепенно.

Давайте теперь кратко посмотрим каждый, по такой схеме - каким я его увидел, какой был при империи, что сделали с ним после войны. Содержательные уточнения/дополнения приветствуются, потому что немецкие тексты с первоисточников я в основном читал через он-лайн переводчика и допускаю, что кое-что мог не вполне безупречно интерпретировать. При уточнении будет хорошо, если вы сошлётесь на источник.

A. Südbahnhof, Южный вокзал.
[1846 (1.), 1874 (2.), 1957 (3.)]
Его можно сейчас интерпретировать как главный (Wien Hbf), каковым его и хотят сделать в обозримой перспективе, к 2014 году.

1. Таким я его увидел по приезде из Праги. Этот сарай - третий вокзал на этом месте, 1957 года постройки.


2. Вид сверху, с Арсенальной башни, на узел Южного вокзала. Как видите, тут уходит два направления - восточное (Венгрия, Хорватия, Румыния, Болгария) и Южное (Хорватия, Словения, Италия). Сейчас на этот узел замкнуто и прибытие с севера (Польша, Чехия).


(с) Viki

3. Вид на вокзал от трамвайной остановки.


4. Внутри зала.


Теперь - что было раньше на этом месте.
На месте вокзала Зюдбанхоф ранее располагались вокзал Глоггницер (Gloggnitzer Bahnhof, 1846), начальная точка Южной ж/д (Südbahn), и вокзал Раабер (Raaber Bahnhof), начальная точка Восточной ж/д (Ostbahn).

5. В 1874 на месте вокзала Глоггницер был построен новый, большой Южный вокзал. Фото 1875 г.


6. План центрального фасада (1873).


7. Поезд выходит из-под вокзального дебаркадера (1895).


8. Вид немного поближе (1895).


С 1874 по 1945 года Южный вокзал практически не изменился. Он обслуживал поезда на Любляну, Триест, Марибор, Каринтию, Восточный Тироль и Больцано. До 1914 года на Южном вокзале останавливался экспресс из Санкт-Петербурга в Канны, остатки линии от Вены до Канн продолжали работать до 1939 года. [viki]

9. Внутренний интерьер главного зала (1900).


10. Дебаркадер на 5 путей, 1874 (позже реконструирован на 6).


[...] Зюдбанхоф не сильно пострадал в годы Второй мировой войны - в него попало небольшое количество бомб, а также в апрельских сражениях 1945 года была разбита большая часть окон. Стальной каркас здания был практически не повреждён и работа возобновилась довольно быстро, хотя и была очевидна необходимость восстановительных работ. После войны было решено объединить два вокзала в единое здание [...]
Дальше пишут немножко стыдливо:
В духе времени 1950-х архитектуру эпохи грюндерства не считали отражающей образ современного города. Даже открытая в 1901 памятная доска от скульптора Л. Фишера, которая успешно перенесла войну, исчезла во время разборки вокзала. Конструкция 2-го южного вокзала демонтировалась начиная с начала 1956 г., разбиралась, перенумеровывалась по поручению ÖBB (австрийский ж/д) и использовалась при строительстве цехов депо Флорисдорф.

Так исчез имперский Южный вокзал, а вместо него был построен сарай, который вы видите на фото 1-4.

Ну что ж, идём дальше...

B. Westbahnhof, Западный вокзал или Kaiserin-Elisabeth-Bahnhof (до 1918).
[1858 (1.), 1951 (2.)]

11. Вот таким я его увидел. На месте вокзала сейчас "дырка" и стройка - вокзал 1951 года снесён, строится новый.


12. Остатки вокзала 1951 года (у платформ). Отсюда я отбыл на запад - в Зальцбург, а далее в Берхтесгаден и Мюнхен.


Так что же тут было до?

13. На этом месте в 1858 году был построен большой вокзал (репродукция 1875).


14. Центральный фасад (1888).


15. Площадь рядом с вокзалом (1899). Я жил в Вене в здании за левой границей кадра, метров 50-60 от улицы, а памятник на бульваре тоже был показан в одной из серий цикла.


16. Вокзал в 1945. Есть повреждения, конечно, но здание в общем было цело и в неизмеримо лучшем состоянии, чем какой-нибудь Петергоф-1944. Даже скульптуры совершенно нетронуты. В здании выгорели некоторые фрагменты, а также (от американской бомбардировки) обрушилась крыша центрального зала.


17. Тем не менее, австрийцы решают разрушить исторический Западный вокзал и выстроить современное здание. До 1949 года проводился конкурс, а потом было быстро выстроено, к ноябрю 1951 г., вот такое "миленькое" здание:


18. В вокзале версии 1951 г. от прежнего стояла статуя с кайзерин Елизаветой (Сисси), именем которой вокзал назывался много десятилетий. Однако сейчас я её не смог увидеть - видимо, демонтировали.


К началу 2000-х стало понятно, что этот сарай просто позорит город, решили и его демонтировать и начать строительство нового. Я как раз застал этот процесс в разгаре.

19. А вот что планируется построить на его месте, в окружении исторической застройки XIX - начала XX века.


С. Nordbahnhof, или Северный вокзал
[1838 (1.), 1865 (2.), 1959-2004 (3. Hochbahnstation), 2008 (4. neues Bahnhofsgebäude)]

Первый вокзал построили тут ещё в 1838-м, а второй, простоявший 90 лет - в 1865 году.
Когда-то этот вокзал был одним из главных в имперской Вене: отсюда шло сообщение в Краков, Прагу, Брюнн, Лемберг, Черновицы и другие восточные области Австро-Венгрии. Отсюда же в 1914 отбывали мобилизованные, здесь были торжественные проводы воинов. Когда в 1918 г. государственная граница прошла в 60 км от этого вокзала, он разом увял и лишился 90% пассажиропотока.

20. Таким я увидел нынешний Северный вокзал.


21. А это он же, сверху. Построен - в этом виде - всего лишь полтора года назад.


22. Вид вокзала, построенного в 1865 г. и простоявшего дольше всего - до 1955 г. (фото 1870).


23. То же самое, Nordbahnhof в 1908 г.


24. Вид привокзальной площади и Северный вокзал издали, 1905 г.


В 1945 г. этот вокзал тоже пострадал - сперва в марте 1945 г., от бомбы, потом артиллерией - от боя в апреле 1945 г. Тем не менее, несколько повреждённое, но целое историческое здание простояло до 1955 г., когда было разобрано. К решению разобрать его пришли после того, как западные границы Варшавского Договора закрылись (Чехословакия, Венгрия) и вокзал потерял своё межрегиональное значение. В 1959 г. на его месте был выстроен небольшой вокзал Praterstern, который к началу 1990-х превратился, как пишут, "в позорное пятно Вены", наполненное криминалом и бездомными. В 2004 его сносят и строят современное здание, показанное на фото 20-21.

D. Wien-Mitte, или Вена-Центральная - проходной вокзал на соединительной ветке с южной (тирольской) линии к Северному вокзалу и далее на восток. Через неё когда-то проходили транзитные поезда типа Триест - Прага.
[1859 (1.), 1899 (2.)]

25. Таким я увидел его. Сейчас тут тоже "дырка" и строительство нового.


26. А это - имперский транзитный вокзал Вена-Митте, фото 1905 г.


27. Что с ним сталось в 1945 г., и когда именно снесли здание 1899 г., точно я не нашёл; однако между 1962 и 1975 гг. строят вот такое здание, часть которого использовалась под вокзал, после того, как решили возобновить тут движение дальних поездов, а не только городской электрички S-Bahn.


28. А вот что хотят тут влепить. Это, кстати, центр Вены.


С проектом Вены-Митте было и есть очень непросто. В 1999 планировалась глобальная перестройка - новый вокзал плюс огромный бизнес-центр, причем проект высотного здания предусматривал высоту офисной башни 97 м. Однако как против этой башни, так и против плотной застройки исторического района новоделом (включая связанные с этим транспортные проблемы) решительно и настойчиво выступали венские градозащитники. ЮНЕСКО тоже ставила под сомнение необходимость этого проекта и его соответствие со статусом всемирного культурного наследия в списке ЮНЕСКО. В 2003 проект пересмотрели в сторону понижения, однако чуждое внедрение в венскую историческую застройку осталось, против чего протестуют и сейчас. Т.е. этот проект - что-то типа петербургского "Охта-центра", такое же раздражающее венцев вторжение "большого бабла" в историческую ткань города.

Наконец, переходим к заключительному вокзалу Вены.

E. Franz-Josefs-Bahnhof, или им. Кайзера Франца-Иосифа.
[1872 (1.), 1978 (2.)]

29. Я до последнего надеялся, что хотя бы один исторический вокзал в Вене сохранился. Ну не могут же они убить все свои вокзалы!
Оказалось, что вполне могут. Вот таким я увидел то, что стало на месте вокзала Франца-Иосифа - хаотическое нагромождение зданий и конструкций (а слева начинается знакомая вам котельная Шпителлау). Давайте попробуем туда подойди с фасадной, лицевой стороны.


30. Вот так выглядит "лицо" нового вокзала Франца-Иосифа (низ отдан вокзалу, середина и верх - невокзальным, коммерческим структурам).


31. А это историческое здание вокзала, простоявшее 102 года.


Несмотря на то, что вокзал Ф-Й был повреждён в апреле 1945 г., он - единственный из больших вокзалов города - сразу же начал работать на полную нагрузку непосредственно после окончания войны. Тем не менее, в течение 30 лет после войны он почти не ремонтировался и к середине 1970-х пришёл в запустение. Башни с часами обветшали, фасады тоже. И в 1974 г. сго сносят, как устаревший хлам, невыгодный для коммерческого использования. Новый вокзал построили в 1978 г., с основной идеей, чтобы было обеспечено как можно более прибыльное использование дорогой недвижимости в центре города, что и было сделано. Ну прямо Москва а-ля Лужков.

Подведём итоги.
1. Все имперские вокзалы Вены в 1945 г. были в удовлетворительном, восстанавливаемом, а то и в хорошем - как Южный - состоянии.
2. Все исторические вокзалы исчезли в период 1951 - 1974 гг. Все до одного, ни один не пощадили.

Таким варварским итогом, признаться, я был поражён.
Париж сохранил пять из шести своих действующих вокзалов в исторических зданиях (все, кроме Монпарнаса). Москва сохранила восемь - все, кроме Курского. Петербург сохранил четыре из пяти исторических зданий, кроме Финляндского, но и там кусочек сохранён. Сложно представить, чтобы такие знаковые шедевры эпохи модерн, как Витебский в Питере или Ярославский в Москве, можно снести. В Вене - это реально сделали.

Делаем выводы: крупные проблемы с историческим наследием есть и в "благополучнейших", на первый взгляд, процветающих городах Европы. Поэтому, выставляя как образец одни грани города (скажем, бережное сохранение трамвая), помните - в комплекте - и про уничтоженные ради бабла венские вокзалы эпохи Империи.

Исторические снимки собраны через ссылки по категории Википедии Bahnhof in Wien.

Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание

Продолжение следует.

der totalitäre Ring, Вена, уроды, железные дороги, архитектура

Previous post Next post
Up