Музей политической истории: выставка о Сталине

Mar 24, 2009 10:20

В посте про поход в музей политической истории (бывш. особняк Кшесинской) я пообещал рассказать вам о сталинской выставке и о спецобъекте "Котельная с галоперидолом". Выполняю обещание; сегодня в программе номер раз - показ сталинской выставки.
Вот как о ней пишут проправительственные "Известия":

- Выставка "Сталин..." - вторая часть нашего глобального проекта "Образы советских вождей. Реальность. Утопия. Критика", - говорит куратор подборки Алексей Бойко. - До этого был Ленин...
Сшитое из лоскутов чучело вождя мирового пролетариата до сих пор украшает балкон музейного особняка. Кстати, автор ленинского пугала - все тот же Павел Шугуров. Но в самом музее власть уже переменилась. Теперь здесь царствует товарищ Сталин.

Как я говорил уже, на входе в музей посетителей встречает красный дощатый ящичек с надписью "Хозяин".
Там дырочки для глаз: можно посмотреть генералиссимуса с проколотыми глазами.
Теперь пройдём внутрь, заценим контент.




Попадать на выставку о Сталине нужно мимо Ленина, о котором была предыдущая. По скрипучей деревянной лестнице.


В полутёмном предбаннике висит парадный портрет.


Перед входом в основную часть - информация. Привожу её целиком, для порядку, дабы читатели могли прочесть и понять позицию устроителей. Можете, конечно, и пропустить, просто я человек основательный, пусть будет.


Окончание информации - о втором зале, который я покажу поподробней.


В первом зале выставлены различные изображения Сталина официального характера. Там же - стенды с марками и даже есть знак лауреата Сталинской премии.


Ну вот, например. Сталин и Дзержинский, гражданская война.


Есть и плакаты, и бюсты.


Два Сталина: белый и чёрный.


Ещё картина канонического характера о гражданской войне (Дзержинский ещё жив, виден Серго Орджоникидзе, и даже, кажется, Свердлов). И - легендарная зелёная лампа, как в кабинете Ленина в Кремле.


Теперь давайте пройдём во второй зал, который, скажем так, "неформальный" и представляет собой высеры инсталляции креативщиков двух волн: "восьмидесятников" (они мрачные и зловещие, относятся к Сталину серьёзно) и "нулевиков" (издевательские и стёбные, это уже дети общества потребления).


В центре зала установлена чёрная голова вождя.


Игорь Баскаков приспособил образ Сталина под рекламу противозачаточных средств. На выставке представлен то ли рекламный плакат, то ли эскиз упаковки: сверху - известная всем половозрелым особям марка резинового изделия, в центре - профиль Сталина в буденовке (вариант неканонический, но старик Фрейд обязательно нашел бы, что сказать по этому поводу), внизу - убедительный слоган: "Номер первый в СССР!". Все честь по чести, в лучших традициях нынешних рекламных кампаний. Впрочем, слова "презерватив" нигде не встречается, оно заменено иноязычным "condom", так что убеленные сединами сталинисты, загляни они на выставку, вряд ли поймут о чем речь.
("вряд ли поймут, о чём речь" - известный журналистский приёмчик: превентивная дебилизация заведомых оппонентов)


Если же посмотреть направо, то виден завешенный плёнкой большой книжный шкаф и композиция "Усы".


Она же, поближе.


В книжном шкафу - рулоны с туалетной бумагой и роскошные фолианты.
В чём тут смысл? Опять слово "Известиям":
Зато следующий экспонат доступен для самого широкого понимания. Молодой художник Вадим Комиссаров украсил рулоны туалетной бумаги портретом вождя и надписью-заголовком: "Полное собрание сочинений".
- Мой проект называется "Вторая жизнь", - говорит Вадим. - Все очень просто: были книги, сочинения тирана, которые читали и заучивали наизусть, потом они превратились в макулатуру. А все мы знаем, что делают из нее, - отличную туалетную бумагу. По-моему, смешно получилось.
(подтверждаю: действительно, вышло охуенно смешно. Мощный моск создателя сего креатива так и пышет из композиции. Кстати, я не понял идею с плёнкой, только потом прочитал газету и уяснил ход мысли творца)


Рулончики, ещё поближе.


Известный плакат, обыгрывающий аббревиатуру СССР.


Тоже крутой творец, оцените:
Олег Хвостов создал портрет вождя из картонных коробок. Получились своего рода кубики, из которых предполагается "строить новый мир". Сталин на них легко узнаваем - вот неизбежный френч, усы и трубка. Только с лицом у "кубического" Сталина проблемы: щеки ярко-фиолетовые. А из трубки валит зеленый дым.


Дальше - творчество перестроечных восьмидесятников.

Раз (сакраментальные "60 миллионов" - удивился, что до круглого числа не догнали. Круче б вышло).


Два.


Три.


Четыре.


После чего можно пройти в третий зал, этакую уютную комнату со столом и стульями, где можно посидеть и пописать (последнее слово - ударение на третий слог).


Тут представлены бесхитростные настольные игры для лиц с высоким интеллектом. Например, такие.


Если умеете писать, можно пописать (ударение на третьем слоге). И ручка халявная есть.
К моменту моего визита написано было мало - я утрами в музеи хожу, пока народ не проснулся. Любопытно было б поглядеть, что там за день понапишут и куда эти листы потом девают.


На стене - стенды с другими играми.


Вот, например, парочку можно прочитать. Я полагаю, к их составлению были привлечены наиболее выдающиеся педагогические умы института им.Герцена :)


В целом, надо отметить, что устроители выставки преследуют понятную и легко просчитываемую цель (возможно, поставленную сверху): десакрализовать фигуру Сталина в общественном сознании, идеологически растворить советскую идентичность, насколько получится, и укрепить позиции антисталинистов. Возможно, что жидко обделались, когда генералиссимус чуть было не занял в прошлогоднем конкурсе "Имя России" первое место; и это весьма повлияло, учитывая последующий резонанс.

Ладно, теперь спускаемся по лесенке к обьекту котельной и галоперидолу.


Нас ещё ждут великие открытия!

архив, идентичность, уход в историю, ревизионизм, Питер, Советский Союз

Previous post Next post
Up