В петербургском метростроении после новогодних каникул разразилась настоящая катастрофа - 21 января КРТИ решил
расторгнуть контракты на строительство линий с "Метростроем", а спустя 2 дня последовало продолжение сюжета - КРТИ собирается
законсервировать недостроенные линии и поставить их на охрану.
[...] Как сообщает ТАСС, договор о консервации и охране объектов «Метростроя» будет заключен в ближайшие дни и продлится до тех пор, пока строящиеся станции не передадут новым подрядчикам. Правительство города планирует принять все меры, необходимые для обеспечения безопасности на этих объектах.
Это по факту означает остановку всех подземных и наземных работ; а также то, что мы не увидим новых станций Фрунзенской линии ни в мае, ни вообще в 2019-м. И неизвестно, увидим ли в 2020-м. Что там будет с безопасностью подземных выработок, тоже вопрос. Город, разумеется, обвиняет во всех грехах "Метрострой":
[...] Сложности у подрядчика начались уже при строительстве участка Невско-Василеостровской линии метро. Так, из-за невыполнения обязательств со стороны ОАО «Метрострой» объект был введен в эксплуатацию с задержкой в 3,5 месяца от сроков госконтракта, а акт ввода участка по данной ветке метро был получен только благодаря личному вмешательству руководства города. В ходе эксплуатации объекта были зафиксированы многочисленные замечания, которые в рамках гарантийных обязательств до настоящего момента не устранены в полном объеме.
В отношении исполнения контракта по строительству участка Фрунзенско-Приморской линии метро ОАО «Метрострой» также систематически не выполняло план строительно-монтажных работ. Следствием этого стал повторный срыв сроков возведения объекта. Отставание выполнения работ от графика на объекте составляет больше полугода. При плановых показателях 2504 квалифицированных рабочих, на объекте последние полгода трудятся не более 300 человек. Несмотря на наличие выданного аванса и оплаченных работ, у подрядчика отсутствуют оборотные средства для закупки оборудования и материалов, необходимых для завершения строительства объекта.
Ну и т.д.
Не могу говорить за сам "Метрострой" (он сейчас недоступен для комментариев, да и не до блогеров им), но поскольку я больше года подряд взаимодействовал с ними (лето 2017 - осень 2018), четыре раза спускался под землю в рамках пресс-туров, посмотрел строительство всех четырёх направлений (Фрунзенской линии, ККЛ на пр. М.Жукова, достройку НВЛ между Беговой и Крестовским и проходку желтой линии у Горного ин-та) и неоднократно общался со специалистами этой организации, скажу пару слов от себя.
Сейчас обвинили во всём одну сторону и выставили её козлом отпущения - но со стороны города тоже было немало сложностей, судя по моему общению. Это и затягивание выделения площадок для своевременного разворачивания работ, и проблема устаревания уже прошедших экспертизы проектов по мере введения неожиданных новых законов (типа транспортной безопасности) - т.е. давай переделывай. За свой счёт. Но самое главное - Метрострой ведёт работы под землей практически непрерывно и в сложнейших условиях. И отвечает за это. Уголовкой. Надо понимать, что если там что-то происходит непредвиденное или прогнозируется в близком будущем - Метрострой делает это без разговоров и вотпрямщас, не дожидаясь виз и прохождения бюрократии со стороны городской вертикали. Берет кредиты и делает. Ибо это безопасность и технология. А уж потом проворачивается маховик согласований и деньги идут далеко не сразу, да и согласовано всё это может быть не на 100% от потраченной суммы. Так что я не зря в цитате выделил полужирным "отсутствуют оборотные средства". Потому что метростроители какие-то работы делают просто за свой счёт. (Это то, что я слышал в разговорах со спецами).
И насчёт истории с постройкой подводного отрезка НВЛ (Крестовский О. - Беговая) - ведь там фактически гнали аврал, т.к. надо было успеть к дедлайну (ЧМФ-2018). Поломали все нормальные, плановые работы с Фрунзенской линией, всё перебросили туда. Ясно дело, что спешили со всякими там отделками и прочим. Обещали, грозили, Метрострой брал кредиты, тоже форсировал работы, доделывал всё пожарно и т.п. А потом - ой, извините, то не так и это не так. Нашли крайнего! По мне так, лучше бы к стадиону построили какой-нибудь там скоростной трамвай и не ломали планы строительства метрополитена ради одного спортивного мероприятия. Нормально, планово бы строили Фрунзенскую линию вместо этого аврала (она бы уже года два работала) и Калининско-Красносельскую с нормальным фронтом работ. Нет, всё перекроили, "надо срочно-срочно вот это".
То есть, как минимум, в случившемся есть вина обеих сторон, и немалая. А никак не одной, которую выставили крайней. Плюс к тому, в Петербурге не сложилось нормальной, рабочей модели взаимодействия города и генподрядчика, как в Москве.
Что теперь будет? Не знаю. Лично у меня вызывает оторопь, как в Смольном с новой командой начали махать шашкой и крушить всё наработанное. Да, можно разогнать коллектив, похерить все наработки, патенты, планы и найти в итоге нового подрядчика. Возможно, зарубежного (тут дружно вспоминаем про "импортозамещение"). Спецы (местные) разбегутся. Собрать заново систему будет в три раза сложнее, чем сломать. Ну и строительство метро будет стоять. Года два, не меньше.