Ельцин-Центр, часть 4. От Августа-91 к Октябрю-93

Dec 03, 2017 18:03

Посмотрев перестроечную эпоху глазами устроителей ЕЦ, можно идти в следующие лабиринты.
Дальше идут самые эпические дела в карьере Бориса Николаича - "сокрушение коммунизма", главенствующая роль в процессе распада СССР, гайдаровские реформы 1992-го и конституционный кризис 1993 года с последующим расстрелом Белого Дома. И если в случае с Августовской революцией 1991 года тональность отображения событий была вполне предсказуема, равно как и с гайдаровскими экспериментами сразу после распада Союза - то относительно кризиса Октября-93 меня ждал некоторый сюрприз.
Впрочем, давайте смотреть, как всё это выглядит в музее.


Диорама "Защитники Белого Дома начинают, защищают и выигрывают"


2. "Второй День" посвящен всецело Августовскому Путчу 19-21.08.1991. Идём в лабиринт...


3. И тут применён интересный и занимательный приём - вход в этот лабиринт начинается... с интерьера усреднённой советской квартиры. Причём не просто квартиры - а такого помещения, где можно самому, лично сесть на диван, включить или выключить лампу, взять в руки и подержать транзистор ВЭФ и смотреть совершенно реальный, настоящий советский телевизор "Спектр"! По нему идёт "Лебединое озеро", затем оно прерывается программой "Время" за 19 августа, и затем снова "Озеро".


4. Эффект присутствия получается просто потрясающий! А всего-то надо погрузить посетителя в реальную обстановку и не ограждать его от подлинных вещей. Полагаю, в запасе у ЕЦ есть ещё 3-4 запасных цветных телевизора той эпохи, чтобы не размениваться на атмосферу унылого, серого музея, где ничего нельзя трогать и смотрители покрикивают: "Не прикасаться!". Здесь можно всё потрогать и ко всему прикоснуться.


5. Интерьер квартиры смоделирован, конечно же, не сантехника или там пролетария из райцентра - а советского интеллигента с локализацией не ниже крупного облцентра - и даже, скорей, столичного жителя. В югославской стенке стоят солидные томики "Всемирки", любовно подобран хрусталь, проигрыватели и остальные артефакты позднесоветской эры. В отражении, смотрите, сижу я с камерой - прямо на диване. К стенке тоже можно подойти и всё рассмотреть, взять в руки пластинки, например.


6. Дальше - не менее интересно. Чтобы войти в диораму, нужно пройти в другую дверь - насквозь через эту комнату. Вот ты уже насмотрелся "Лебединого Озера", заценил программу "Время", посмотрел на трясущиеся руки Геннадия Янаева на экране советского "Спектра" с немного выцветшим кинескопом - теперь иди в тёмный зал и наблюдай за эпической борьбой Зла и Добра на огромном панорамном экране с прекрасными звуковыми эффектами большого кинотеатра.


7. Пространство тут большое, а ближний план моделирует баррикаду на московской улице. Звук объёмный, сделано на совесть.


8. Конечно же, в трансляции озвучивается точка зрения Добра (т.е. Б.Н. Ельцина и поддерживающих его "прогрессивных сил"), а Уходящее Зло саркастически клеймится как идиотическое, замшелое и неповоротливое. Кстати, с последней констатацией я совершенно согласен - действительно предельно неповоротливое и отчасти замшелое. Ельцинисты опережали и блокировали запоздалые и робкие ходы ГКЧП, и конечно же, в плане динамики и энергии были на две головы выше "путчистов".


В целом, второй лабиринт сильно впечатляет своей реализацией и запоминается - и именно поэтому таким приёмам нужно учиться и тем, кто хочет показать СССР в положительном ключе, а не как "чёрную дыру истории" (см. вторая часть). То есть, оппонентам ЕЦ. Никогда не зазорно учиться у противника. А то некоторые комментаторы в предыдущих частях подумали, что я пишу этот цикл для того, чтобы лишний раз обругать или там заклеймить это заведение. Нет, ребята, никоим образом: моя задача - разложить его на отдельные составляющие и проанализировать, каким образом ельцинисты конструируют свою мифологию "Сияющих Девяностых" и отбеливают негативные стороны эпохи. Вычленить интересное и показать это на примерах. Показать и недомолвки. Именно поэтому я пишу подробно и не "всё в одной куче".

9. На выходе из диорамы - текстовые стенды с картинками. Из грамотного - всё термины тогдашней эпохи (многие из которых банально непонятны поколению 10-25 лет) вычленены и объяснены. Пояснения короткие, рубленые, язык не дубовый - над квантами записей-пояснений работали хорошие редакторы, на них не экономили. Единственно, я пожалел, что в видеотеке этого зала нет эпической записи заседания ВС РСФСР от 23.8, где торжествующий Ельцин эталонно унижает жалкого и потерянного Горбачёва, похожего в том эпизоде на побитую лягушку.


10. И даже пояснения, основанные на манипуляциях, вполне гладкие и внешне логичные ("...Беловежские соглашения лишь подводят черту под ним"). Чтобы понимать нарушения причинно-следственных связей в пояснениях, нужно довольно глубоко владеть контекстом эпохи. Поэтому ЕЦ играет ещё роль и своего рода "букваря" Девяностых - так как предлагает свой язык терминов и определений, описывающих то время.


11. Беловежские соглашения 8 декабря 1991-го представлены как совершенно логичное и почти обыденное продолжение предшествующих событий, а не как революционный взрыв статус-кво, абсолютно неожиданный для союзного центра.


12. Здесь же в пояснениях заложено и неявное оправдание последующих действий - например, "СНГ на первых порах предполагает...". На самом деле - не "на первых порах", а как фундаментальный принцип создания СНГ. Именно поэтому люди и "не пошли за СССР на улицы" (в чем их постоянно обвиняют нынешние политизированные комментаторы) - потому что в декабре 1991-го СНГ воспринималось населением как новый, более лучший и более справедливый СССР, а не как закрытый клуб элит по разделу союзного наследства (что оказалось на самом деле). Единая армия и оборона, единый транспорт, единая внешняя политика, единая валюта и банковская сфера - при относительной самостоятельности экономик. Так что это тогда не воспринималось как падение СССР - а скорей, как его продолжение на новых принципах, с которыми согласны все 12 республик. И протестовать было вроде бы и глупо.


13. Есть и интересные материалы. Например, можно полистать стенограмму звонка Б.Ельцина из Беловежской пущи президенту Бушу-старшему - как известно, ему он позвонил первым, а Горбачеву - вторым, поставив того перед свершившимся фактом.


14. Три беловежских подписанта - разрушителя агонизирующих остатков СССР.


15. Все многочисленные сложности, возникшие сразу после распада Союза, тут замазаны. И кто не был современником событий - читая пояснение, подумает, что всё прошло гладко, с небольшими помарочками разве что. Конечно же, никак не упоминается военный раздел и передача колоссальных арсеналов Советской Армии не только независимым республикам, но и местным националам типа чеченских полевых командиров. Не упоминается и кризис января 1992 вокруг Черноморского флота.


16. Зато очень наглядно показан статус всех республик до и после юридического распада Союза. Вот через эти пульты можно посмотреть: одеть наушники и смотреть справки по республикам.


17. Поработали хорошо, реализовано всё наглядно. Можно вывести справку и на большой экран. Например, тыкаешь на УССР, выскакивает справка по Украине. И так - абсолютно по всем осколкам СССР. Все справки снабжены искусно подобранными картинками.


18. "День Третий" посвящён гайдаровским реформам.


19. Опять же, тут использован сильный визуальный приём: полномасштабная модель пустого позднесоветского магазина эпохи талонизации и всеобщего дефицита. Чтобы попасть дальше, нужно пройти сквозь него.


20. Любовно подобраны различные талоны и карточки того времени.


21. Скучающая продавщица.


22. И конечно же, гайдаровское правительство наделяется эпическими чертами. Вообще, Е.Т. Гайдара, как я уже показывал в предыдущих частях, устроители ЕЦ очень любят и показывают его как былинного героя, сражавшегося с отсталой советской гидрой и зловещими щупальцами "красных директоров".


23. Фигура блестящего интеллектуала и организатора Анатолия Чубайса - тоже эпическая. Он тоже мужественно сражался с советской гидрой и её замшелыми рудиментами в экономике.


24. Бурбулис - "серый кардинал Ельцина" и вдохновитель Беловежских соглашений, тоже удостоен похвальной характеристики. И даже фотографию подобрали героическую.


25. Дальше описывается, как всё стало хорошо, несмотря на мелкие недочёты и "первоначальный психологический шок населения". Было плохо (см. фото 19-21), но молодые реформаторы принесли товарное изобилие.


26. "Красные директора" - остатки старой советской гидры - давятся, а новый прогрессивный класс образуется. Всё становится хорошо.


27. Справедливости ради, показано и образование сопротивления реформам Гайдара - ретроградский блок националистов и коммунистов.


28. Далее целый зал отведён на показ образовавшегося в первой половине Девяностых товарного изобилия и примет эпохи. Этот зал тоже весьма популярен, как и перестроечные с музыкой и роком - хотя и поменьше того.


29. Некоторые посетители довольно долго разглядывают выставку, радостно узнавая предметы своего детства и юности. Всё выглядит очень красиво и ностальгично, после зала советского магазина. В общем, сперва шок - а потом красивая жизнь, сияющие и радостные Девяностые.


30. Сигаретный стенд.


31. Наконец, подходим ко второму эпическому кризису ельцинской эпохи - Октябрю-1993. Это "День Третий". Сразу же скажу, что меня удивили нарочито примирительные формулировки этого противостояния - явно поработала какая-то внешняя редакторская рука, которая настоятельно попросила "не обострять старые раны". Причём это относится и ко всем пояснениям зала: здесь нет, к примеру, самого распространённого эпитета того времени - красно-коричневые, а другая сторона не называется уничижительными эпитетами, как в зале про Август-91. Всё довольно осторожно: "оппозиция", "мятежники", "жертвы обеих сторон". Даже название лабиринта примирительное - "Рождение Конституции". И самое интересное вот что - эпический штурм Верховного Совета и обстрел его танками в пояснении никак не отражён. Упомянут лишь штурм Останкино :)


32. Конечно же, здесь никто не говорит о том, что со строго юридической точки зрения ельцинские действия были абсолютно незаконны. И про заключение Конституционного Суда - молчок. Всё произошедшее объясняется "необходимостью", "устарелостью старой Конституции" и "сопротивлением реформам". Т.е, по их логике получается, что если "Основной Закон" (по мнению части руководства страны) устарел - его можно отбросить и силой навязать новый, "более лучший".


33. Опять же, максимально гладкое пояснение "Указа 1400".


34. По сути, устроители в этом эпизоде истории почти полностью обошли остроту тогдашней борьбы и сделали зал спокойным, примирительным - без уничижительных эпитетов в адрес своих противников. Коммунисты тоже охарактеризованы вроде и неприязненно, но всё же относительно нейтрально. Хотя те, кто застал тогдашние события, помнят - насколько жёсткое было противостояние. Так что здесь можно увидеть обращение Ельцина, к примеру; но нельзя посмотреть злобно брызжущего слюной Окуджаву или истерический монолог Лии Ахеджаковой, призывавших к вооружённой расправе над защитниками Верховного Совета. Эти эксцессы постарались убрать. Нет тут и обошедших весь мир кадров с танковым обстрелом здания Белого Дома - а ведь такую выразительную диораму можно было сделать! :)


35. В целом, весь пафос зала Октября-1993 в Ельцин-Центре сводится к принятию новой Конституции и её свойствам. А острое и непримиримое почикано невидимой редакторской рукой, видимо - "дабы не обострять".


36. Можно взять и текст Конституции, бесплатно.


Теперь смотрим оставшиеся лабиринты - они посвящены второму сроку Ельцина и окончанию его политической карьеры.

Продолжение следует.

анализ, идентичность, Екатеринбург, Советский Союз, реалии торговли, уход в историю, 1991, ревизионизм, Третья Смута

Previous post Next post
Up