ВСМ: кина не будет, электричество кончилось

Oct 18, 2017 17:01

По ряду СМИ (преимущественно, либеральных) прошла утечка информации по ВСМ Москва - Казань: дружная и весьма негативная. То, что первая российская ВСМ "сыпется" и по срокам и по твердости намерений правительства, давно уже очевидно. И я об этом говорил - год назад. Но сегодня прошло уточнение информации - как это может выглядеть в принципе.


[...] Высокоскоростную магистраль могут построить сначала до Владимира, а судьба участка до Казани будет решаться потом, к такому мнению пришли участники сентябрьского совещания у зампреда правительства Аркадия Дворковича, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на два источника, близких к РЖД. Продление ВСМ может состояться, если участок до Владимира окупится. Эту информацию газете подтвердили министр «открытого правительства» Михаил Абызов и представитель РЖД, строительство ВСМ Москва - Владимир планируется завершить к 2023 году.

Растет риск того, что строительство ВСМ до Казани будет отложено или не состоится, сказали газете три собеседника, участвующие в обсуждении и подготовке проекта. Для правительства приоритет - дорога до Казани, но возможна реализация проекта этапами, уточнил Абызов. По словам источника «Ведомостей», близкого к РЖД, в концессионном соглашении будут прописаны условия, при которых ВСМ будет проложена до Казани, в том числе трафик, выручка от билетов и макроэкономические показатели.
Собеседник газеты, участвовавший в подготовке проекта, считает, что на стройку ВСМ не хватает денег.

Затем пришло уточнение информации из более нейтрального источника:

МОСКВА, 18 окт /ПРАЙМ/. РЖД вложат 200 миллиардов рублей в опытный участок ВСМ Москва - Владимир, на котором поезда смогут курсировать по новой высокоскоростной инфраструктуре от Москвы до Владимира, а затем по существующей линии до Нижнего Новгорода, сообщили РИА Новости в компании.

"ОАО "РЖД" направит на реализацию проекта ВСМ Москва - Казань 200 миллиардов рублей до 2023 года. В качестве опытного участка будет построена высокоскоростная магистраль Москва - Владимир. На первом этапе реализации проекта высокоскоростные поезда смогут курсировать по новой высокоскоростной инфраструктуре от Москвы до Владимира, а затем по существующей линии до Нижнего Новгорода", - сообщили в РЖД в среду.

Время в пути составит около 3 часов с учетом семи остановок в городах: Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Гороховец и Дзержинск. Строительство участка Москва - Владимир предлагается реализовать по концессионной схеме в период с 2018 по 2023 год. Организационно-правовая и финансовая модели реализации строительства участка Москва - Владимир будут направлены в правительство после соответствующей проработки. Одним из преимуществ новой схемы реализации проекта, отметили в РЖД, является отсутствие необходимости в капитальном гранте от государства.

"В настоящее время ОАО "РЖД" готовится заявка частной концессионной инициативы на реализацию строительства опытного участка Москва - Владимир. Компания направит на реализацию проекта 200 миллиардов рублей, также планируется привлечь средства российских и международных стратегических инвесторов, кредиты российских и международных банков, международных банков развития", - рассказали в компании.

Там добавили, что в дальнейшем, после завершения оставшихся участков ВСМ Москва - Казань (Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары, Чебоксары - Казань) время в пути от Москвы до Казани составит 3 часа 17 минут без учета остановок. Эта магистраль станет первым участком проекта ВСМ Евразия, который предполагает интеграцию высокоскоростных железнодорожных сетей Европы и Китая для перевозки грузов и пассажиров.

* * *
Собственно, расшифровываю.

1. Масштаб стройки ВСМ сокращается в 5 раз, до незначительного участка в 190 (!) км. Срок остаётся тот же.

2. По сути, это будет уже не ВСМ, а пилотно-экспериментальный участок ВСМ, со всеми вытекающими последствиями.

3. Значит, государство Российское от этого проекта по факту устранилось и бросило проблему на плечи РЖД. Когда государство относится к стройке всерьёз, оно копытами искры из гранита высекает.

4. У РЖД таких колоссальных инвестиционных денег нет и не будет, ведь оно организует ж/д сообщение по всей России и несёт гигантские постоянные затраты на поддержание ж/д линий от Владивостока до Калининграда, плюс усиление Транссиба и БАМа.

5. Поэтому РЖД с чьей-то подачи решило пойти по линии "сделаем столько, на сколько нас хватит" - инициатива приписывается Дворковичу. Он ли это озвучил и вбросил, неизвестно - но продавлен именно такой вариант.

6. Линия Москва - Владимир в 190 км в коммерческом и пассажирском смысле никому не нужна. Там ВСМ никому и ничего не покажет, никаких значимых "плюшек" в сокращении времени до НН или Казани не принесёт, обществу преимущества высокоскоростного сообщения не продемонстрирует. Смысл ВСМ - в решающем сокращении времени сообщения до дальних крупных пунктов (Казань, Екатеринбург) и формировании нового сегмента спроса, как это произошло с "Сапсанами" в начале 2010-х. А на существующее сообщение на Владимир спрос и так удовлетворяется с лихвой.

7. Ещё важнее то, что изготовление оборудования, комплектующих и рельс для ВСМ малой серией (1/5 от ранее запланированного) приведет к существенному удорожанию 1 ед. оборудования. А значит, в расчете на 1 км участок магистрали будет намного дороже - что даст аргумент либералам в правительстве радостно похоронить проект вообще как неэффективный и провальный.

8. Крупномасштабная кооперация с китайцами по какой-то причине не состоялась (те были готовы финансировать проект на очень значительные суммы), несмотря на все политические заявления на самом высшем уровне Путин - Си.

9. В общем, расходимся. Денег нет и "кина не будет" (с)

железные дороги, анализ, ВСМ, Владимир

Previous post Next post
Up