Омск в плане экспедиции возник не сразу. Сперва я думал вклинить ещё одну остановку за Енисеем, но после комплексного рассмотрения маршрута всплыл именно он.
Почему? Потому что у него сложилась крайне неоднозначная и даже отрицательная репутация в блогосфере - в немалой степени благодаря стараниями топ-блогера Ильи Варламова (бывш. zyalt) и его коллег по "урбанистике". И поэтому было решено сделать там остановку на 7-8 часов, чтобы понять обоснованность этого имиджа города. Правда это или неправда, этот самый "очень плохой Омск"? Ангажированность это или реальность? Причём я сам писания Ильи заранее не читал - и поэтому решил, что будет полезно посмотреть всё своими глазами, а потом сверить картину с его критикой, ознакомившись с ней постфактум.
Что касается моего знакомства с Омском, то был я тут давно, но зато немало по времени - две командировки почти по месяцу в последнем советском 1991-м году. Одна весной, вторая зимой. Так что в общем плане город я знал и о нём у меня сохранялось неплохое воспоминание - в то время всеобщей талонизации и пропажи продуктов Омск был этаким оазисом хороших продуктов, благодаря своему уникальному положению - одинокий город-миллионник среди необъятного сельскохозяйственного окружения. Запомнился он мне тогда ещё уютностью, зелёностью и неспешным ритмом жизни. А вот как сейчас? Посмотрим, сравним.
Сказано - сделано. И вот я в погожий сентябрьский день выхожу из поезда №70 на перрон омского вокзала.
В составлении плана передвижений по городу мне сильно помог омич Антон (в сети -
lysik_9), который к тому же оказался моим давним коллегой по незабвенной памяти конференции 1520мм. Поскольку у нас оказались сходные интересы и мы оба фанаты транспорта, то Антон практически сразу схватил суть общей идеи, с которой я сюда прибыл. К тому же он встречал меня на машине и прекрасно знал город, что сразу давало высокую мобильность. Посидев минут 10-15 с картой, мы решили начать с магистралей и мостов, потом проехать по спальному Левобережью, захватив два вида районов - брежневской застройки 70-80-х и путинской застройки "нулевых". Осмотреть там среду жизни, дворы, торговлю и транспортные подходы, а затем переехать на правый берег с историческим центром и посмотреть два вида застройки - капитальную и вклинение архаичного частного сектора в центр (вроде бы, именно второе особенно возмутило интернет-урбанистов). Уже пешком. И как вишенка на торте - проехать на трамвае. Забегая вперед - последнее в итоге мы уже не успели реализовать, но всё остальное получилось и мы успели до вечерних пробок.
Для справки. Карта передвижений по Омску. Красное - машина (с неск. остановками и прогулками по спальникам), зеленое - пешее по центру, черное - обществ. транспорт к вокзалу. Маршрут был сложней, это я попросил Антона "генерализовать" и упростить схему для наглядности, а то он поначалу мне прислал аж 6 картинок нашего подробного маршрута :)
2. Выхожу из поезда. Выспался плохо - сказались ночные форс-мажоры в купе (см.
предыдущую главу).
Важное примечание. Все железнодорожности я сейчас пропускаю (а мы и их посмотрели, включая неплохой музей истории ж/д в пристройке к вокзалу), и смотрим только городскую среду.
3. Едем с вокзала по просп. Маркса, мимо капитальных зданий. Вот видите, когда-то была и такая дорога - Омская. Сейчас её, правда, нет.
4. Сталинская застройка. Приятно за то, что такой красивый дом со шпилем не засрали рекламой, он чист - и одновременно напротив стоит громадная рекламая конструкция с отодранным боком. Ну что же - таковы омские контрасты! :)
5. Выехали на мост, по Ленинградскому мосту (каково название-то! а!) пересекаем Иртыш. Тут сразу же выявилась одна из омских проблем - довольно низкое качество магистральных дорог. Я его психологически сравнивал с коллегами по масштабу - Екатеринбургом, Краснодаром, Самарой. Так вот, в Омске качество хуже, равно как и информирование водителей - знаки, указатели. В целом. Много каких-то дырок, выбоин и прочего такого. Вот уже и первая придирка :)
6. Однако городская среда в огромном спальном Левобережье оказалась вполне нормальной (а там живёт около 40% населения города). Много пространства, жильё не напихано слишком кучно. Излишней высотности (чем грешит, к примеру, Питер в части новых районов) тоже нет.
7. Оставили машину, пошли гулять. Это район советско-брежневской застройки.
8. Проблемы внутри района примерно схожи со многими постсоветскими городами - это неуважение автомобилистов к пешеходному пространству, к понятию "газон", наглое загораживание проходов.
9. Зато очень зелено везде. Это придаёт уютность. На фото автор поста как раз и пишет в одном из дворов для памяти свои заметки, прямо на ходу.
10. Красная линия Левого берега - осевая линия, на которую нанизаны микрорайоны - застроена многочисленными ТЦ и ТРК. Ну тоже в общем, как и везде в его коллегах.
11. Порадуем челябинцев :)
12. В плюс Омску надо отметить высокую развитость и неплохую доступность торговой инфраструктуры - от гигантской Икеи до мелких, но цивильных магазинов.
13. Потом заехали и в более новый район, уже современной застройки "нулевых".
14. Погуляли там по разным дворам. Но. В целом, никаких ужасов тоже не было замечено - опять же, стандартная наглость автовладельцев (Антон сказал - "а вечером они заставят весь тротуар") и зелени заметно поменьше. А так, неплохо.
15. А вот и Икея - гордость омичей против всяких там тюменцев-челябинцев-барнаульцев :)
16. Едем теперь на другой мост, возвращаться на Правый берег. Поверхность везде ровная, степь, активно ведётся застройка.
17. Вьезжаем на Метромост.
18. На Правом берегу оставили машину и дальше уже пошли пешком. Тут - сочетание современного ЖК и старого кирпичного здания какой-то фабрики.
19. Свидетельство печальной страницы в истории Омска - несостоявшееся законсервированное метро. Пока что от него есть только подземный переход.
Небольшая
историческая справка о нем:
Строительство началось в 1992 году, планировалось пустить его сначала в 2008, потом в 2012, 2015 и 2016 (как подарок к 300-летию города), однако из-за проблем с финансированием и низкой транспортной эффективности пусковой ветки метро в феврале 2014 года правительство Омской области предложило соединить построенные подземные объекты с наземным рельсовым транспортом. Позже было объявлено, что строительство метрополитена продолжится. Новые сроки сдачи Омского метро в эксплуатацию не называются. 6 ноября 2014 года появилось сообщение о консервации строительства. 9 сентября 2015 года было объявлено о продолжении строительства - ввиду дороговизны консервации и поддержания в стабильном состоянии построенных объектов.
20. Закрытый вход на станцию навевает уныние. Да, не повезло городу. Собственно, и там, где в российских миллионниках успели что-то построить, то сдача новых станций происходит раз в десятилетие. Этот вид инфраструктуры давно уже не финансируется централизованно, как при СССР, так что всё - в городах масштабом 1-1,5 млн. чел. - по факту застыло.
21. Идём по Красному Пути. Улица с примечательным и редким названием, люблю такие.
22. Любопытный феномен - театр во дворе дома (!). Кстати, и тут обратите внимание на зелёность двора.
23. Ещё одна омская интересность - это вклинение частного сектора в самый центр. Действительно, в миллионниках такое редко где увидишь - но тут есть. Мне это напомнило Иркутск - хотя тот в 2 раза меньше.
24. И вот, отклонившись всего на 200-400 метров от основных магистралей, можно наблюдать вот такие удивительно сельские пейзажи. Плохо это или хорошо? Стоит ли над этим издеваться, высмеивать или эту особенность надо принять как "фишку" города? Я лично склоняюсь ко второму. Надо отметить, что Омск для масштаба миллионника вообще весьма провинциален - скажем, в сравнении с Красноярском или тем более Екатенинбургом, которые имеют этакий явный "столичный" форс. Когда тут находишься, почему-то нет ощущения, что ты в огромном городе. Схожее впечатление, кстати, было у меня и в 1991-м, когда я тут провёл много времени.
25. Улица Рабиновича...
26. ...а на ней - православный храм. Впрочем, по соображениям политкорректности у храма адрес по ул. Тарской, куда он смотрит тылом :)
27. Много интересных артефактов прячется в этом самом частном секторе. Всякое тут было...
28. Ну и что - разве плохо, что вот такое есть в центре?
29. Затем мы вышли из района деревянной застройки - благо всё рядом - и пошли по направлению к Оми.
30. Шикарный дом на Орждоникидзе. Это не просто стиль модерн, но ещё и многослойная история.
31. Сейчас тут общага...
32. ...а когда-то было министерство сибирского правительства "верховного правителя России" Колчака. Любопытно, что тут отмечен сам факт, но упоминание имени Колчака избегается. В отличие от Иркутска, где он широко представлен в памятных знаках.
33. Но в основном, все ориентиры в этой части города я и так помнил, по 1991 году. Вот этот кинотеатр, что тогда был, что сейчас. Только фильмы сменились. Порадовало, что на фасаде оставили советские неоновые вывески, не содрали и не заевроремонтили. Ещё бы этот мерзкий экран на колоннах убрать, что слева.
34. Со знаками и разметкой тут и правда не всё в порядке. Вот на этом месте, к примеру, стоит усилить пешеходную зону - возвышением, или границей-бордюром. А то граница представлена лишь тонкой линией и можно свободно заехать.
35. Ещё одна явно негативная особенность Омска - это упадок городского транспорта и засилие мелких шайтан-маршруток. Состояние трамвая, как я понял, тоже не внушает оптимизма. Троллейбусов много, маршрутная сеть велика, но он стоит в пробках (мы как раз к вечеру при возвращении на это самое и попали). Гортранспортом местным властям явно надо больше заниматься, это проблема. Его уровень совершенно не соответствует масштабу города, увы.
36. Вырвиглазная расцветка цирка. Едем к вокзалу.
Общее резюме по итогам краткого осмотра города.
1. Значимых ужасов я тут не увидел.
2. Упадок и архаичное состояние городского транспорта очевидно.
3. Состояние дорожной инфраструктуры тоже ниже качеством, чем у коллег Омска по масштабу. Много дыр и неумелых заплат на магистралях, какие-то плохо обозначенные возвышения полотна.
4. Город уютен, спокоен по ритму жизни и очень зелен, хотя и провинциален для своего масштаба.
5. Не могу записать в недостатки вклинения частного сектора в центр. Скорее, это придаёт дополнительный шарм.
Вот такой вышла общая картина этого самого западного сибирского города-миллионника. Сравнивая с теми городами, где я был ранее, я подумал - "...если скрестить Вологду, Самару и Челябинск, перемешать и рассыпать результат по плоской степи - то получится Омск" :)
Содержание цикла PS. Оперативная трансляция передвижения по Транссибу
ведется в ФБ.