В постсоветской Средней Азии - новое инфраструктурное событие.
Если совсем недавно я писал о том, как Узбекистан прорвал "таджикскую" ж/д блокаду
постройкой новой прямой магистрали Ангрен - Пап в Ферганскую долину, то в конце августа Таджикистан, в свою очередь, прорвал "узбекскую" блокаду постройкой соединительной линии Душанбе - Яван. Всего 40 километров через горы - но значение магистрали для страны очень важное. Она позволит соединить столицу республики с изолированной от неё линией Курган-Тюбе - Куляб и сомкнуть сеть таджикских ж/д в единую систему (кроме Ходжентского участка на севере).
Раньше, при СССР, на границы никто не обращал внимание - железные дороги шли по географически оптимальным трассам, долинам рек и наиболее удобным перемычкам. Потом, с распадом Союза, новые границы перерезали эти трассы, а примерно через 10 лет постсоветские республики оконочательно перессорились между собой и стали постепенно строить "внутренние" ж/д соединения, часто очень дорогие и с большими тоннелями. Новая таджикская дорога - из этой же оперы.
Национальный Лидер Рахмон открывает новую магистраль Таджикистана
2. Давайте посмотрим, зачем вообще таджики начали форсировать железной дорогой горы.
Итак, бледные красные цифры:
1 - Туркмения
2 - Таджикистан
3 - Узбекистан
4 - Киргизия
5 - Афганистан
Смотрите, раньше сообщение Душанбе с большим куском Таджикистана шло через узбеков (желтая линия с синим пунктиром), потом узбеки наплевали на это дело и закрыли дорогу для таджиков, выставив неприемлемые условия транзита. Жирные синие линии - те, которые оказались в фактической блокаде и завоз товаров туда шёл автотранспортом. Линия точками - то соединение, которое на днях и было достроено. Теперь основная часть Таджикистана оказалась непрерывно соединена ж/д. Есть там, как видите, и ещё нерешенная проблема - сообщение северных районов республики с основной её частью (бледная синяя стрелка).
3. Вот тут хорошо видна "советская" конфигурация ж/д Таджикистана. Как видите, она действительно проблемная, если соседи прерывают сообщение.
4. Схема
с сайта Сергея Болашенко. Тут он показал новое ж/д строительство в Средней Азии красным - хорошо видно, как баи и беки постсоветских автократий достраивают железные дороги-соединения внутри своих национальных границ. Причём "демократы" (условные) - киргизы - не построили ничего. Только автократы. А туркмены понастроили дорог больше всех, радикально перекроив советскую топологию сети и увеличив её вдвое.
Релиз о достройке дороги:
Душанбе - 25 августа «TJinform.com». Железная дорога Душанбе - Курган-Тюбе - Куляб удешевит перевозку грузов почти в четыре раза. Об этом сказал Президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время открытия железной дороги.
По словам Рахмона, сдача в эксплуатацию этой железной дороги позволит улучшить благосостояние населения страны, прогресс и развитие национальной экономики республики. Кроме этого, открытие этой дороги наладит постоянную железнодорожную связь между одной из крупнейших областей страны - Хатлонской областью и Душанбе. Также дешевле обойдется передвижение граждан и грузоперевозка из центра на юг страны.
Новая железная дорога создаст благоприятные условия для перевозки товаров и продукции страны к границам сопредельных государств, укрепит транзитную значимость страны, способствует росту доходов в государственную казну, создаст новые рабочие места.
Реализация проекта железной дороги Душанбе - Курган-Тюбе - Куляб началась в марте 2009 года. В рамках проекта были построены три тоннеля и восемь современных мостов Стоимость этой железной дороги составила 985 миллионов сомони.
Напомним, перевозку пассажиров по ж/д Душанбе-Курган-Тюбе-Куляб будет осуществлять дизель-поезд.
(
отседова)
Мотивировка, почему начали строить:
Напомним, после того, как в 2011 году железная дорога Узбекистана разъединила часть своих железных дорог на перегоне Амузанг-Термез, южные районы Таджикистана столкнулись с проблемой транспортировки товаров. Стоимость ввозимых товаров в этом регионе существенно повысилась. После полугода транспортной изоляции Хатлонской области руководство региона заявило, что за счет таможенных сборов экономике региона нанесен ущерб в размере более 45 млн. долларов.
После прекращения движения поездов по маршруту Амузанг-Хатлон в 2012 году Правительство Таджикистана приняло решение присоединить регион к железнодорожной системе центра страны и приступило к строительству участка дороги Душанбе-Курган-Тюбе-Куляб. Теперь этот участок дороги может быть использован как для перевозки пассажиров, так и для перевозки товаров.
(
отседова)
5. Локомотивы, как я понял, на новой дороге будут китайские, или казахские по китайской лицензии.
6. Церемония открытия новой линии. Теперь с Душанбе можно будет уехать далеко по Таджикистану.
7. Национальный Лидер Рахмон приветствует с окна вагона своё радостное население.
8. И ещё, любопытнейшее фото: вагон-салон Национального Лидера. Интерьеры и прочее.