В ночь на 9 июля я побывал в очень необычном месте - в чреве Троицкого моста и осмотрел все его внутренности, плюс поприсутствовал у пульта управления на петербургском таинстве разводки моста. Кроме того, совершенно случайным образом получил, наконец, ключ к мучившей меня уже 15 лет загадке - когда и почему возник образ "Города-на-Неве с белыми ночами и разводными мостами"? И когда он прочно укрепился как цельный туристический бренд для внешнего мира - до войны, после войны? Что мешало ему возникнуть раньше? И что удивительно - ключ к разгадке я получил не от искусствоведов, краеведов или историков (хотя им этот вопрос я задавал неоднократно, но получал туманные и не очень конкретные ответы), а от старшего мастера разводного моста :)
Впрочем, давайте посмотрим там всё по порядку, как оно устроено.
И в конце будет рассказ про ключ к ответу на эту историческую загадку.
Надо сказать, что из больших питерских мостов у меня есть два несомненных фаворита. Это Троицкий, бывш. Кировский (с французским прошлым от фирмы "Батиньоль") и Большеохтинский, или Петра Великого (он отечественный и местный, но почему-то напоминает мне о германским инженерном стиле). И если куда-то идти - то у меня сомнений не было, надо обязательно на какой-то из них. И так удачно получилось, что мне выпал жребий в эту знаменательную ночь идти на Троицкий :)
Историю моста я вам пересказывать не буду, она
очень подробно изложена тут, так что сразу перейдём к осмотру.
2. Я пришёл на мост примерно к часу ночи. Движение ещё вовсю продолжалось, и через пять минут на другой стороне я увидел четверых коллег, которые тоже были в группе захвата посещения. Час ночи по путинскому вечному зимнему времени - самое тёмное время суток - так что потом небо только светлело, правда, медленно.
3. Если отойти от предыдущего кадра чуть назад, то по правой стороне расположена будочка, за которую при проезде моста взгляд обычно не цепляется. Так вот, рядом с этой будочкой есть массивный металлический люк, который и ведёт в загадочное чрево моста. Сейчас он открыт, видите справа?
4. Да, вы верно подумали - нам туда, вниз. Спускаться надо аккуратно, трапы очень крутые, прямо как на военном корабле.
5. К нам в условленное время (за 20 минут до начала разводки) выходит суровый и немногословный провожатый, и мы дружно спускаемся вниз, за ним.
6. Проходим предбанник пункта управления...
7. ...И оказываемся в довольно тесном помещении, где двум человекам протиснуться мимо пульта очень сложно. Это диспетчерская, или операторская, или мозговой центр управления разводными механизмами моста. Кстати, они оказались довольно непростыми по устройству. Снимок пришлось позаимствовать у
fotomanya, так как я после похода с огромным удивлением обнаружил, что в своей фотосессии я так целиком и не снял это помещение, увлёкшись сьёмкой процесса на видео. Но тут видно, что оно очень компактное - в отличие от Литейного, где довольно свободно. Это обусловлено конструкцией моста.
8. Пульт управления мостом, с наиболее важными функциями. Обратите внимание на верхний правый угол: сейчас светятся только два индикатора навигации в стандартном неразводном положении. Т.е. светофоры с "зелёным" для катеров, которые вы видите днём на водных экскурсиях. Остальное погашены. Самая нижняя зелёная кнопка в левом нижнем углу - это та самая сакральная кнопка, которая запускает ракету в космос процесс разводки моста.
9. Состояние параметров моста на мониторе за 9 минут до начала разводки. Мы уже никуда не уходим, ждём начала процесса.
Важное примечание для местных граммар-культуртрегеров: процессы правильно называются "разводка" и "наводка" моста. Не "сведение мостов", не "разведение", не "развод" или "свод" - а именно так. Помните про это!
10. Выше пульта - мониторы наблюдения: рабочий ряд и дублирующий. Раньше, как нам сказали, были только команды по рации на начало разводки, но с 2002 года появилось вот такое полноценное видеонаблюдение. Но и сейчас наверху присутствует один из бригады управления, он (кроме штатной охраны) следит за процессом перекрытия моста и полной готовностью к разводке, давая отмашку на начало.
11. Хотя, в принципе, камеры контролируют все критически важные точки для принятия решения.
12. Как только наступило 1.35, пришло подтверждение сверху о полной остановке движения, мастер нажал кнопку разводки и процесс пошёл. Мы (кто смог протиснуться) устремились к малюсенькому мини-балкончику операторской, наблюдая за процессом. Я в основном снимал видео, но несколько кадров тоже сделал. Вот сейчас мост в готовности, 1:34.
13. А это - в процессе. 4-я минута. Разводка продолжается до полной фиксации противовеса 6 минут, разводной пролёт поднимается в итоге на угол 72º. В процессе задействована половина двигателей, и в форс-мажорной обстановке можно развести мост и за 2 минуты - если задействовать двигатели все полностью.
14. Всё, мост разведён и пролёт встал на максимальный угол. 1:42 на часах. Место очень красивое: слева видна Петропавловская крепость, справа вдалеке светится Соборная мечеть на Петроградке.
15. Посмотрим снова на пульт управления, в разводном положении моста. Если сравнивать с фото 8 - то вы видите, что горят индикаторы автодорожной сигнализации, навигационной и судопропускной. Судопропуск осуществляется караванами в одну сторону, и сейчас горит разрешение на пропуск судов Волго-Балта вверх по течению. Затем, когда суда по заявке пройдут, включат по команде диспетчера разрешение на пропуск вниз по течению.
16. Ну что же, мост разведён, пойдём дальше во чрево ещё на уровень ниже.
17. Идём мимо гидроцилиндров, которые и поднимают пролёт, опуская одновременно противовес. Их тут 4 (а на гораздо более тяжёлом Литейном - 8). Они приводятся в движение масляными насосами. 2 цилиндра поднимают пролет наверх, а ещё 2- тянут противовес вниз.
18. По гулкому коридору проходим в камеру противовесов.
19. Вверху можно посмотреть положение противовеса до разводки (в 1:25).
20. Камера для противовеса огромна по объёму и это понимаешь, только когда оказываешься тут (противовес вверху). Таких камер тут две.
21. Целиком противовес (неразводное положение).
22. Днище камеры.
23. И второй снимок от Маши
fotomanya: положение противовеса после окончания разводки. Я, как ни старался, не смог сделать предельно наглядный кадр без ширика, как у неё. У меня получался только фрагмент, а вот на её кадр влез весь противовес, жёстко зафиксированный здоровенным штоком слева (см.).
24. Около двери в камеру на бетоне строителями оставлен ключ для разгадки цельного образа Ленинграда-Петербурга "разводные мосты и белые ночи". Видите, А-29-10-66? Это он. Впрочем, об этом ниже. Тут мы как раз завязали этот разговор с мастером моста, и потом он продолжился уже на наблюдательной галерее.
25. Теперь идём на наблюдательную галерею, откуда можно лицезреть пропуск судов. Путь идёт мимо мастерской.
26. Помещение с гидроцилиндрами и маслопроводами. Два цилиндра находятся по бокам кадра (за его обрезом, не вошли). Лесенка ведёт на галерею.
27. Маслопроводы к гидроцилиндрам и манометры, показывающие давление в системе. Разводка, наводка...)
28. Поднялись на галерею. Вода совсем близко к нам. Наивный вопрос - "А что бывает, если наводнение и невская вода перехлестывает этот уровень?" - "Что бывает, что бывает... ущерб системе и обесточивание!". "А бывало?" - "До дамбы изредка бывало...".
29. Но виды отличные. Пожалуй, окружение Троицкого моста наиболее красивое по видам.
30. Пошли большие волго-балтовские суда. "А большая заявка на эти сутки"? - "14 единиц - 7 туда, 7 обратно. Это сравнительно немного. Раньше бывало и по 30, и даже по 35...".
31. Мост нависает своим тяжёлым крылом прямо над нами...
32. Суровый и строгий ленинградский волшебник Троицкого моста - Евгений Геннадьевич Шишов. С ним мы и общались по истории моста. "А с какого времени вы тут работаете?" - "С 1989-го. Ещё со времён Кировского моста. Застал очень разные времена...". - "А столкновения судов с мостом заставали?" - "Конечно. Несколько навалов было за мою бытность. Один раз вот как раз на этом месте, где мы разговариваем". "И как? Мост сильно пострадал?" - "Мост практически нет. А вот судно искорёжило и нос и борт пропороло".
33. Но остаётся ещё одно важное неосмотренное помещение. Спускаемся с галереи опять в чрево моста.
34. Проходим через мастерскую, а затем наверх.
35. Двигательный отсек (или машинное отделение). Вот эти компрессорные двигатели и работают на нагнетание масла в гидроцилиндры, для разводки и наводки моста. Их 4, но разом обычно работают по два двигателя. Четыре - это на форс-мажор, для быстрой разводки.
36. Вроде все внутренности осмотрели, теперь пора на свежий воздух. Уже помаленьку светает, почти пол-третьего утра.
37. Разводной пролёт.
38. Тут пролёт превращается в противовес и уходит вниз в камеру (см. фото 23).
39. "Дырка". Ходить надо аккуратно - не дай Бог провалишься, достанут уже в бифштексовом состоянии.
40. Красота! :-)
41. Когда мы пришли, погода ещё была циклонная - дул ветер, носились по небу тяжёлые облака. Но за два ночных часа стало раздувать и прямо на наших глазах свинцовое петербургское небо стало очищаться и приобретать светло-синий оттенок. Так, пожалуй, даже красивее, чем в спокойную погоду!
* * *
А что же про образ Ленинграда?
Меня тут, собственно, давно уже интересовало, почему до 1960-х в искусстве и кино не было никаких значимых свидетельств того классического образа Северной Пальмиры, который все мы знаем и который привлекает сюда в сезон миллионы приезжих - "в белой ночи крыльями машут разводные мосты". Так когда же появился этот образ?
Возвращаюсь к разговору с Евгением Шишовым (см. фото 24):
- А вот это про 1966 год, на бетоне - то есть, раньше, крыла пролёта, поднимающегося вверх, не было?
- Не было. Его сделали при реконструкции.
- А как было?
- Банально. Как турникет. Поворот вбок, узкие проходы для судов, два.
- И никакой романтики, получается?
- Какая уж тут романтика. Всё прозаично. Литейный тоже был с таким же механизмом. Кажется, в 1963-м его сделали с "крылом". Затем нас, попозже на три года. В рамках реконструкции для Волго-Балта, чтобы крупные суда пропускать.
- Вона как...
- Биржевой был деревянным и без "крыльев". Опять же, начало 60-х, когда его достроили в каменном виде.
- В таком вот "романтическом"?
- Да. Проект его вообще 1940 года, предвоенный. Просто блокада, война. Не успели.
- То есть, ансамбль мостов, "ленинградская романтика с разводными крыльями" ещё в 50-е просто не был создан.
- У моста Лейтенанта Шмидта тоже симметрии с Дворцовым не было. В 1938-м при генеральной реконструкции разводной пролёт перенесли в середину. Раньше он был у Васильевского острова.
- И мост Александра Невского построили к середине 60-х.
- Да.
И тут для меня всё наконец встало на свои места. Цельный ансамбль больших ленинградских мостов с разводными пролётами-"крыльями" - это приобретение эпохи позднего Хрущёва и раннего Брежнева. Между 1959 и 1966. Раньше были неромантичные "турникеты" у Кировского и Литейного. Деревянный Биржевой, тоже с "турникетами". И несимметричный Дворцовому мост Лейтенанта Шмидта.
Поэтому даже в киноискусстве этот образ стал воспеваться только во второй половине 1960-х, а больше даже - в начале 1970-х. Вспомните "Невероятные приключения итальянцев в России" - новый Биржевой мост, который засветился в фильме, был к этому моменту возрастом всего 10 лет. Получается, что романтический образ послевоенного Ленинграда, как "города белых ночей и разводных мостов" - следствие генеральной реконструкции мостов под Волго-Балт, 1960-1966 гг. Закончили всё как раз перед 50-летием празднования Октябрьской революции.
PS. Должен сказать, что это вообще самый красивый проект в истории питерского сообщества
spbblog. Получилось очень круто, честно! Моя благодарность
СПБ ГБУ "Мостотрест" за доступ в чрево моста. Спасибо также
компании "Таксовичкофф" за доставку нас ночью обратно по домам.
По части рассказов про внутренности: на мой взгляд, самый красивый и романтичный с художественными фотографиями -
пост Маши fotomanya. Она была вместе со мной на этом походе.
Самый информативный технически - пост Руслана
unis про Литейный мост. Он сходил на самый тяжёлый и стратегически значимый для Северо-Запада мост (и потенциально предназначенный для переправки негабаритной военной техники с одного берега на другой) и очень связно рассказал о механике процесса.
Рекомендую ознакомиться, если вам эта тема интересна.
Спасибо за внимание.
PS. И видео помещений и процесса разводки, 6 с половиной минут:
Click to view