Следуя из Сочи в Питер поездом №36 в начале июня, я досконально рассмотрел, наконец, этот пресловутый "проход Украины" на главном южном ходу Москва - Ростов - Адлер, который ворвался в транспортную повестку дня после победы Евромайдана в Киеве в начале 2014-го. Ну и поснимал на ходу - распиленную надвое станцию Чертково, внутриукраинскую мертвую Зориновку, а также оба подхода будущего обхода к главному ходу. Правда, скорость на этом участке высокая, и снимать было непросто. Так что некоторые пограничные сущности будут не очень чёткие.
Давайте посмотрим, как вообще выглядит разграничение РФ - Украина на этом участке.
С картами и предысторией вопроса.
Чертково-Меловое. Сразу за заброшенным элеватором - граница
Для начала - общий обзор вопроса. Почему вообще всё это всплыло?
При СССР главным южным ходом был другой: Москва - Тула - Орёл - Курск - Белгород - Харьков - затем развилка на Крым (Лозовая) и Кавказ (Красный Лиман). На Адлер далее ход шёл так: Иловайск - Таганрог - Ростов и далее на юг. В позднесоветские времена этим ходом шло в сезон более сотни поездов в сутки - трафик был реально огромный. Расписание по ст. Харьков-Пасс. (Южный вкз.) году этак в 1988-1989 было просто гигантским - и я никогда не видел на территории СССР и экс-СССР ничего большего по напряжённости, ни до ни после. Китай с его нынешними мегапотоками не берём, это другая цивилизация и эпоха.
Однако при распаде СССР и наступлении незалежности трафик начал постепенно спадать. Сперва на харьковском ходу ввели таможню, потом "легкий" погранконтроль, потом - в середине "нулевых" - полноценный. На старом главном ходу, если следовать на Кавказ, получалось аж четыре длительных пограничных стоянки поездов с полноценным таможенно-пограничным контролем - что было не только неудобным для пассажира, но и увеличивало время следования поездов примерно на 4-5 часов, в сравнении с советскими временами. И со второй половины 90-х южные поезда стали массированно переводить на более короткий миллеровский ход без погранконтролей. Раньше он был сугубо вторичным, но в новой конфигурации реальных границ стал приобретать стратегическое значение.
Примерно к середине 2000-х большинство поездов на Адлер, Кисловодск, Ростов, Кубань и республики Северного Кавказа уже следовали по миллеровско-россошанскому ходу. Его реконструировали и усилили. Казалось, что всё решено, не надо больше никаких пограничных формальностей, поезда пошли быстро. Но вдруг прозвенел звоночек первого Майдана (2004), с усилением общего антироссийского настроя. И впервые встал такой вопрос: а ведь и второй прямой ход пересекает границу Украины, примерно 10 км идёт по её территории и ещё около 40 км граница идёт вдоль ж/д линии. До этого, при Кучме, на это вообще не обращали внимания - "ведь мы близкие соседи, только немного разные". Но вопрос встал только теоретически и как бы "на горизонте", для его решения до конца 2013 не прилагали никаких усилий.
Затем пришёл второй Майдан - уже с насильственным захватом власти отмороженными националистами, случился "крымнаш"; а также масштабный политический кризис, вместе с началом войны на Донбассе. Тут-то все и проснулись. "А что делать-то? Они могут в любой момент либо перекрыть ход, либо устраивать на своём пояске то, что им заблагорассудится". Поясок главного хода оказался на территории украинской части Луганской области, близ зоны АТО. И получилось, что от линии фронта августа 2014-го до стратегически важного главного южного хода России, пересекающего Украину, было всего лишь 75-80 км. Опасность налицо. Нужно было что-то делать (но об этом дальше).
Карта 1. В красный квадрат заключен проблемный участок главного южного хода, о котором и речь.
Карта 2. А вот так ход следует вдоль и по Украине. Красным показан строящийся сейчас обход по России. Пока что на территории Украины находится целиком станция Зориновка, а Чертково-Меловое поделено пополам, граница идёт в 10-30 метрах от ж/д.
2. Теперь давайте смотреть, как следует линия через Украину. Начинаем обзор от довольно крупной станции Миллерово, которая находится в Ростовской обл. От Миллерово на Луганск отходит недействующая сейчас прямая ж/д линия.
3. Станция Боченково и отворот главного хода к западу. Прямо можно наблюдать начало работ по отсыпке полотна. Тут будет устроено примыкание строящегося обхода.
4. Техники не видно, но кое-что отсыпано.
5. А здесь работа идёт вовсю. Примерно через километр стройка уходит на север, а мы отклоняемся на северо-запад.
6. Станция Шептуховка. Отсюда до границы полтора километра.
7. Ага, всё, идём вдоль границы. Понятно, что никакого "вала Яценюка" нигде нет. Граница в явном визуальном виде с КСП тоже отсутствует. Однако через каждые 50 м - предупреждающие знаки с "Заборонено!". Такой знак виден в середине фото, и по ним можно опознать само наличие границы. К сожалению, поезд тут разгоняется и идёт не менее 85 км/ч, так что снимать сложно.
8. Кое-где появляется тонкая загородка, как тут. Но не везде. Вдоль линии идёт технологическая путейская грунтовка, она российская. Украина начинается в полях.
9. Знаки с загородкой. Граница.
10. Перед станцией Чертково начинается сплошной забор с колючей проволокой, обозначающий линию границы.
11. Станция ещё российская, но за синим забором уже Украина.
12. Забор выходит прямо к ж/д.
13. Кое-где вдоль забора стоят российские погранцы с автоматами.
14. А вот "дырка". Переход местного значения в российский анклав Чертково.
15. Вон, видите, в дыре задом к нам стоит будочка? Это и есть погранпункт, там и смотрят паспорт. (UPD: это переход с одной в другую сторону российского Чертково, там небольшой анклав с российскими домами)
16. Огромный элеватор тоже волею геополитики оказался зажат у границы и сейчас заброшен. Такой гигантский памятник былой единой стране. Тут же стоит знак границы Северо-Кавказской и Юго-Восточной ж.д.
17. Знак с другой стороны.
18. Элеватор огорожен и вдоль него натянута колючка.
19. После станции под нами проходит дорога и там вдали виден и автопереход на Украину. Тоже КПП и погранцы.
20. Затем опять довольно долго идём вдоль границы. Видите, в зелёнке малоприметный знак? Это она.
21. Перед ст. Зориновка государственная граница пересекает линию и тут уже ж/д идёт целиком по Украине. Предупреждающие знаки исчезают.
22. Начинается Зориновка, это 885-й км главного хода.
23. Станция Зориновка давно уже призрак - тут не стоят ни поезда дальнего следования, ни пригородные, уже лет 10-12.
24. Вокзал заколочен и не функционирует.
25. Зориновский элеватор. Тоже памятник былой стране - так же, как и в Меловом, он заброшен.
26. С другой стороны тоже Украина. Сейчас мы идём по её территории, примерно 10 км после Зориновки.
27. Наконец, в районе Гартмашевки граница снова возвращается к железной дороге, идёт вдоль пути ещё 5 км и только перед Кантемировкой снова с двух сторон Россия.
28. Кантемировка. Украина закончилась. В годы Великой Отечественной войны здесь шли тяжёлые бои, и в честь этого посёлка была названа знаменитая дивизия, всегда участвующая в парадах на Красной площади. В Питере есть Кантемировский мост, а в Москве - станция метро. И всё это связано вот с этим небольшим посёлком. Вот только станции осталось немного - всего полтора года, и она тоже будет заброшена, в связи с вводом в строй обхода Украины, который ответвляется от нынешнего хода чуть севернее.
29. Кантемировку тоже проскакиваем быстро.
30. В трех км северней Кантемировки становятся видны масштабные работы - стройка северного примыкания обхода.
31. Тут уже всё намного солидней, чем южное примыкание у Боченково (см. №3).
32. Уложены свежие пути, поставлены опоры контактной сети.
33. Станция Журавка у примыкания - она тоже расширяется, строятся дополнительные пути.
34. Все, примыкание проехали. Дальше у нас по пути - Райновская, Россошь, Воронеж. Это всё Россия.
Сейчас обход
интенсивно строится, на нём планируется 6 новых станций и мост через р. Белая Калитва.
К работам привлечены ЖДВ, они строят часть обхода (11-57 км). Окончание работ планируется пока на III квартал 2017-го, а в ноябре 2017-го по плану должны открыть и регулярное движение, переведя главный ход дальше от границы.