Парадокс ренессанса СССР в массовом сознании

Dec 30, 2015 19:17

К 93-й годовщине создания СССР стоит вспомнить одну поучительную историю, которая случилась уже через 5 лет после его распада. История эта - о том, как алчность влиятельных медиаменеджеров и жажда зашибить побольше бабла популярными шоуменами невольно запустила процесс ренессанса и реабилитации образа Советского Союза сперва в толщах простого народа, а затем постепенно перекинулась и на часть журналистского и политического сообществ.

Так вот, завтра будет 20-летний юбилей одному необычному для своего времени и даже парадоксальному проекту.
Проект этот назывался "Старые песни о главном" и продюсировался главным боссом ОРТ.


Необычность же его заключалась в том, что он появился в жёсткий противоток тогдашнему всеобщему идеологическому тренду на демонизацию Советского Союза в печати и на ТВ. В 1992-1996 гг. образ СССР по всем параметрам рисовался инфернально-страшным и античеловеческим - примерно как сейчас у декоммунизаторов Новой Украины. Достаточно почитать статьи в тогдашней прессе и посмотреть передачи того времени. Кроме того, тогда же шёл процесс мутной приватизации и перепродаж прав на советские бренды. Советский человек искренне не понимал, как это вообще можно продать права на Чебурашку и Крокодила Гену? Неужели бесплотный, нематериальный образ несуществующих героев чего-то стоит? Но зато это отлично понимали те, кто вырос в иной социальной системе.


И вот, босс первой кнопки ТВ Константин Эрнст вдруг решил сыграть на этом рискованном поле.
Сладенький сценарий по мотивам "Кубанских казаков" писал в том числе и Леонид Парфенов, ставший через десятилетие рафинированным антисоветчиком. Эрнст собрал в проекте мощное сообщество ведущих артистов и певцов, которые были тогда наиболее узнаваемыми и популярными у старшего поколения - от Софии Ротару до Льва Лещенко. Роли у шоуменов были совершенно необычными для Девяностых - вместо валютных проституток, "новых русских" и карманных воров в фильме были трактористы, колхозники, шофера и прочая пролетарьятина и крестьянщина.

Можно сколько угодно ругать сейчас этот проект за разные прегрешения, можно высокомерно в него потыкать палочкой, как в образцовый кич - однако в то время он произвёл на публику совершенно ошеломительное действие. И совсем не то, которое бы хотели видеть тогдашние идеологи и кумиры медиа, обличавшие у себя сталинщину слюнями литрового объема.

Шоумены, певцы, артисты и медиамагнаты действительно подняли на этом проекте очень нехилые деньги (по тогдашним меркам) и долго ещё зарабатывали на этом, продавая диски, видеокассеты и другие носители контента. Было затем и удачное продолжение - "Старые песни о главном-2", уже с перепевами песен 1960-х.



Но самое главное следствие этого проекта - многие умные люди поняли, сколь велика ностальгия по разрушенному недавно СССР, а ушлые ребята поняли ещё и то, что её можно выгодно эксплуатировать финансово. Но и первое и второе вело к тому, что образ своего прошлого, образ Советского Союза окрасился - после периода совершенно тотальной чернухи первой половины Девяностых - для народа в положительные цвета. Да, у журналистской тусовки остались во многом прежние штампы, но в толще народа они уже не имели эффективного действия и миномёты антисоветской пропаганды того времени уже во многом били вхолостую.








Так что - с днём рождения, Советский Союз!

Демонизировать и принизить его образ в толще народной, несмотря на все истеричные вопли - как показало время - оказалось невозможно, если брать по-крупному.
И помогла этому в тот сложный момент алчность деятелей периода беспредельного капитализма.
Такой вот удивительный парадокс :)

идентичность, соц-арт, Третья Смута, Советский Союз, размышлизмы

Previous post Next post
Up