Рыбки взял тебе в бочонках на Оби
Щекура, муксун и нельму - сам ловил
(переиначенная ямальскими вахтовиками песенка)
...Ну вот и подошёл я в своём повествовании к самой эпической части воркутинской экспедиции - дневному перегону до Инты на поезде №21. Поезд этот - с очень красивым именем "Полярная Стрела". Воображение при этом дорисовывает сверкающие вагоны с картинками северного сияния на бортах и довольных северян, едущих через Москву на манящие морем южные курорты. Радостные дети лопают мандарины, мамы небрежно листают последние выпуски "Космо", а чинные главы семейств обсуждают перспективы нефтегазовых цен тех сортов, что качают на Ямале и Югре.
На самом деле всё гораздо более прозаично: поезд этот - единственный беспересадочный "эвакуатор на Большую Землю" отсюда (если не брать самолёт от Салехарда). Все остальные способы предусматривают пересадку на воркутинские составы по Сейде, что сильно менее удобно. Ходит он только 2 раза в неделю и поэтому нормальные билеты на него исчезают почти мгновенно по открытии продаж за 45 дней. Конечно же, мы с Эдвардом таких местных приколов не могли знать и когда стали искать билет на нужную дату, за 44 дня до, то купе уже полностью исчезли и оставался плацкарт, и то не весь. Впрочем, мы нашли два нижних в четвёртый вагон, рассудив, что с девяти утра до четырёх дня прекрасно доедем и плацкартным. Ну и ладно.
Я ещё не знал, что эта самая "Стрела" после пользования ею навсегда будет у меня ассоциироваться с фразой "Топтыжку-мишку, знаешь - еле уговорил" - впрочем, об этом ниже :)
Поедание ямальского муксуна в ходе задушевной беседы
2. Но начался день в пол-девятого утра, в местной гостинице "Семь лиственниц". Встали, наскоро поели полагающийся нам завтрак и пошагали по лабытнангским улицам вниз, к поезду. Особо рассусоливать было нельзя, шли впритык к расписанию.
3. Было умеренно морозно, около -10. Вот и огромный вокзал, который я показал в предыдущей серии. Из-за свай немного проглядывал наш красавец-поезд. Длинный, однако! Неужто столько народу отсюда едет?
4. Да, народу чёй-то многовато. Прямо поезд под завязку. И очень характерные группы, кучкуются под сваями. Те самые вахтовики, про которых я много рассказывал Эдварду. "Может, и нам сегодня достанется свой фирменный вахтовик" - в шутку сказал я.
5. Но пока ещё посадки нет. Ладно, пройдусь вдоль поезда.
6. Вот она, эта самая наша "Полярная Стрела". Везёт пассажиров отсюда и до самой Москвы. Никаких пересадок!
7. Дли-и-и-нная... Пока нет посадки, грузят багаж.
8. Но чу! Внимание! Вокзальная трансляция что-то вдруг невнятно прокаркала и народ, до того рассудительный и спокойный, неожиданно шустро кинулся к поезду, по закрытой галерее! Попадёшь в такой поток - собьют :)
9. Грузимся в недра "Полярки" и мы. Наш вагон - четвертый плацкартный, место - аккурат у мешков белья, первый отсек.
Наши места - нижние, 1 и 3. Минут за пять до отправления садится к нам и ещё попутчик, крепкий мужик, улыбаясь золотым зубом.
- Валера! - и подаёт дублёную пятерню.
- Сергей.
- А! Серый, значит!
- Эдвард.
- Куда едете, мужыки?
- В Инту.
- А там чё?
- По делу. А вы куда?
- На Печору. С вахты.
(ага! вот и нам вахтовик достался, хе-хе)
10. Первые минут десять проходят в церемонном молчании. Вахтовики снуют туда-сюда, тащат сумищи, баклажки, банки, баки. Мы проезжаем станцию Обскую, что рядом.
11. Вот и легендарная Ямальская дорога справа подходит. Да-да, та - самая северная в мире, на Бованенково. Туда от Обской ещё 572 км на север.
Тут уже пришлось отвлечься и бросить это дурацкое дело - съемку. Надо было вести беседу.
Валера, доставая гранату с "Белым Медведем" из необъятной сумки:
- Ну чё? Квакнем?
- Да мы этта... у нас сёдня ещё дела, в Инте.
- Да ладна! Хуй с ними, с делами!
- Ну вот придёццо воздержаться. Такая планида.
- Как хотите. А я тово, приму. Четыре месяца, блядь, сидели на вышке в тундре! Никаких других людей не видели - только рыла с бригады.
Тут как раз подходит маленкий, крепенький-сбитый чувачок.
- А вот и наш Петруччио! Чё, соскучился уже? - ржут.
Петруччио посидел с минуту, и внезапно сорвался с места. Минута - возвращается, прёт 20-литровую баклагу.
- Я, этта, поставлю под стол? Шоб не маячила?
- Как это? А мы как сидеть будем???
- Ну чооо... ноги в сторону... уместимся...
- Нее. Так дело не пойдёт.
- Ну что ты прям такой нудный? Мы же ненадолго.
- Как ненадолго? На девять часов? Это как-то многовато. Вона, ставь её напротив, где мешки с постелью.
Ладно, вижу, взял неохотно, отволок баклагу туда.
Валера:
- Муксуна будете хомячить? У нас сорок килограмм с собой.
- Давай. Бери у нас паштет.
- У меня ещё яйца вкрутую. И хлеб. Хомячьте, без проблем. (наливает себе)
Тут подходит и ещё один. Какой-то сонно-тормознутый.
- О! Юшка! И ты нарисовался, блядь! Ну садись, чо.
12. Гм. Их уже трое. Как-то это не входило в программу. Но ладно :-)
13. В общем, истомившиеся без людей вахтовики прочно оккупировали наш отсек, по-хозяйски расположившись с пивом и снедью. Тут подошёл ещё и Колян, и какой-то пятый. Пока то да сё, пробуем муксун. Да - действительно вкусный.
14. Мечем нехитрую еду.
15. Мимо проплывают красоты Полярного Урала, но нам не до них.
Общаемся. Тут и вторая граната пошла в ход, и третья...
Потом подходит какой-то шестой мужик, серьёзный:
- Ребята! Вы этта... тут не бухайте. Смотрите мне!
- Да не. Мы чё... по кружечке пиво, всего. Лёха, так когда расчёт?
- На станции отдам в Печоре.
- Смотри, блядь! Мы бдим!
- Ты знаешь, у меня всё чётко, как аптеке.
Ушёл. Валера:
- Бригадир наш. А я вот газосварщик. Хуярил трубы и каркас.
- А чё делали там?
- Разбирали старую вышку, на подряде.
- И все четыре месяца?
- Ага. Ещё до Нового года уехали на точку. Вона, Серёг, все эти рожи меня знаешь как заебали! Петруччио!
- А?
- Чё а! Заебал ты меня, говорю! Скоко можно на тебя смотреть? Отвернись хоть на минуту! (все ржут)
16. После прихода бригадира они стали прятать гранаты в сумку, с глаз долой.
17. Через полтора часа - Харп. Уже знакомая станция, я её
отснял по пути туда.
18. Но я всё равно вышел подышать - в нашем отсеке на глазах густел пиво-рыбный запах.
Со мной увязался Петруччио. Вышли на платформу, бодренько, морозец около -5.
- Серый, давай пузырь купим, а! - страстно зашептал он после выхода из вагона. - Отдам двойную цену в Печоре, в натуре!
- Дык мы раньше выйдем. Печора уже после нас будет! Да и сам посуди - мне ж потом ваш бригадир пизды даст, за нарушение, зачем это мне?
Сформулировать возражения он не смог, и только печально смотрел на скрипучий снег.
19. А я пошёл к локомотиву, снимать состав. Петруччио издалека смотрел на меня - что это я там буду делать, зачем пошёл?
20. Поснимал наш тепловозище, потом не спеша пошёл снимать состав. Петруччио уже куда-то исчез.
Отстояли в Харпе стоянку, тронулись дальше.
Я вернулся в вагон, в концентрированный пивной запах.
Вижу, Эдварда уже вахтовики плотно взяли в оборот. Общаются, шуточки отпускают, ржут.
А я его ещё на пути туда научил, как себя правильно вести с такой публикой (на Севере и ДВ она часто попадается):
- ни в коем случае не говорить, что из Москвы, если ты оттуда,
- не говорить, что не пьёшь - обязательно ссылайся на вескую причину, типа желудок лечишь,
- сворачивать темы на собеседников, поменьше болтать про себя,
- поменьше интеллигентщины, держаться как можно проще.
Смотрю, у него как раз настал час применять все эти советы на практике.
Ок, полезный опыт :)
21. За окном проплывают красоты.
22. Как раз проходим верхнюю точку перевала, приближаясь к Соби.
23. Но нам не до красот, у нас общение. Уклониться невозможно! :)
Я сел на своё место.
Валера как-то странно исподлобья на меня смотрит и говорит:
- Ты, Серёг, какой-то странный. Какого хуя снимаешь стратегические точки?
- ???
- Петруччио нам всё рассказал. Ты там фотографируешь станцию. Ты чё, американский шпион, а?
(я не выдержал и засмеялся)
- Что, если снимаю, то сразу шпион?
- А кто? Нахуй эти чумазые тепловозы снимать? А рельсы? Зачем они нужны? Только шпионам!
Тут и Петруччио включился:
- Серый, сознайся, а! Это трудно. Но надо. Знаешь, эти американцы какие коварные! Они тебя завербовали за что-то! А скажешь - легче станет! Нам можно, мы поймём.
(я тут сразу вспомнил историю про отца Фёдора с его проповедью птицам "Покайтесь публично!")
В общем, минут двадцать я потратил на то, чтобы хоть как-то им пояснить, что-почём.
Потом снова пришёл бригадир, и начал их разгонять по местам. Но с первого раза безуспешно :)
24. На фото меж мешков - баклажка с рыбой, которую Петруччио в начале пытался пристроить под стол, нам под ноги.
25. Где-то ещё через час всё-таки получилось их разделить и удалить с нашего отсека.
Но не тут-то было! Они кучно передислоцировались куда-то в конец вагона.
Видимо, нашли ещё гранат с пивом, и ещё дёрнули.
Слышу, нестройно затянули песенку:
- Рыбки взял тебе в бочонках на Оби!
- Щекура, муксун и нельму - сам ловил!
Но особенно дружно и звонко у них получилось:
А я везу тебе подарки - из тайги!
Топтышку! Мишку! знаешь, еле уговорил!
Какого, блять, топтышку? Какую сестру лису? Что за херь? Ничего не понять.
В общем, я записал это вопросом в блокнот.
Когда добрался до дому, нашёл таки по ключевым словам эту песенку.
Оказалась вполне себе ничего (вахтовики её безбожно перевирали, надо сказать):
Click to view
На песенке они расчехлились окончательно, снова прибежал бригадир и проводник.
Где-то через час они разбрелись наконец по полкам спать :)
Прибрёл и Валера, глянув на нас мутным глазом.
Залез наверх и буквально минут через пять захрапел.
Спал где-то на своей полке и Юшка, и даже Петруччио.
* * *
Я тоже утомился и прилёг на полтора часа.
Эдвард отдыхать не стал, открыл своего Симеона Полоцкого и стал фтыкать в текст.
26. Встал уже за Елецкой. Поезд тихо шёл по снежной равнине с далёкими вышками на горизонте.
27. Было светло, день - но полвагона сладко храпело. Вот такая она, "Полярная Стрела"! :)
28. ...А вот и воркутинская трасса приближается к лабытнангской. Через часик уже и Инта. Скоро нам собираться.
29. Стоянка на уже хорошо знакомой нам Сейде - первой станции после соединения линий. Тут было тихо - не то, что на пути туда. Поезд-то беспересадочный, идёт напрямую на Большую Землю.
Вот так я сумел побыть на пути туда -
украинским шпионом, а на пути обратно - американским.
Весело тут, однако, на Полярном Урале! Не соскучишься.
PS. Ну а о станции Инта - в следующей части.
(
предыдущая часть - XXXII)
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"