XXXI - Салехард: порт, Полярный круг и "трансполярный" паровоз

Dec 04, 2015 20:55

Про колорит города Салехарда - столицы Ямало-Ненецкого округа - я довольно развёрнуто рассказал в предыдущей части, однако туда вошло далеко не всё. Потом, в разгар морозного апрельского дня, мы спустились от фейкового острога вниз по хлипкой деревянной лесенке и погуляли по заледенелому грузовому речпорту. А после обеда ещё и покатались по ближним окрестностям вместе с sibir79, который побыл нашим проводником по этим местам и рассказал про местные особенности. И если про аэропорт и обскую переправу уже было написано, то про памятник Трансполярной дороге и Северному Полярному кругу (а город стоит прямо на нём) нет.

Вот эти сущности тут и рассмотрим.



2. Если спускаться вниз, то мы как раз и попадаем в старый пассажирский речпорт и действующий грузовой район. Новый речной вокзал построен ниже по течению и мы его проехали по касательной, а тут долго находился старый. Здесь немного видна основное русло Оби, на горизонте.


3. Река, на которой находится порт - это не сама Обь, а её приток Полуй.


4. Ну что, по скрипучей лесенке спускаемся вниз и достигаем затона.


5. В середине апреля всё ещё замёрзшее, утоптанные тропки идут вдоль судов.


6. Взгляд назад: видите, вдалеке лесенка вниз? Вот по ней и надо спускаться. Левее сверху видна реплика Обдорского острога, выстроенная в начале нулевых.


7. А мы идём по снежной тропке между теплоходом и старым дебаркадером.


8. Весна таки пробивает себе дорогу: колея зимника на грузовой район уже залита глубокой лужей. Но ниже её всё равно лёд, там едут машины.


9. Кое-где положены мостки на брёвнах.


10. Район вроде и режимный, но до нас никому и дела нет. Всё тут такое расслабленное, безмятежное...


11. А вот и буханка форсирует мега-лужу, что на кадре 8. Едет к дальним судам.


12. Ладно, поднимаемся на берег.


13. И сходим-ка на дебаркадер, пока можно и никого нет.


14. Старый дебаркадер надёжно забит досками и законсервирован. Пассажирский речвокзал теперь перенесён.


15. Выбираемся обратно.


16. Вид на спуск к берегу.


17. А райончик-то тут и вправду режимный! :)


18. Купания тоже запрещены. Не забалуешь.


На выходе из грузового порта нас застал звонок sibir79 и мы договорились встретиться через час в районе прогулочного бульвара за храмом. Ну что, пошли туда. Несмотря на яркое солнце, морозец ощутимо прижимал, выше -12 температура в тот день так и не поднялась. Так что мы не стали ждать на улице, а попросились погреться в детскую библиотеку. Нас без вопросов пустили, только попросили разуться и ходить по залам в библиотечных тапочках.

19. Тут было тепло, чисто, уютно и даже был в наличии вполне скоростной Интернет. Можно дожидаться! :)


20. Пока суд да дело, я стал разглядывать и читать детские книжки к ближайшей дате, на выставке. А им был аккурат День Космонавтики, который прошёл четыре дня назад. И с удивлением отметил для себя, что Советский Союз из современных детских книжек полностью исчез, Гагарин в них стал российским космонавтом, учёные из советских стали российскими и даже станция "Мир", оказывается, была запущена Россией (!). То есть, говоря про праздник, составители исхитрились ни разу не упомянуть о СССР.


21. Почитав книжки в тепле, дождались нашего проводника по окрестностям и поехали по окраинной объездной.


22. Первый объект на пути - стела Северного Полярного круга.


23. Как водится, она стояла не на честном и аутентичном, а на удобном для транзитного посещения месте :)
Реальные координаты не совпадали с пересечением С.П.К.


24. Сразу за стелой Полярного круга располагался мемориал строителям Трансполярной дороги. Паровоз и семафор посреди голой тундры.


25. Памятная доска датирована 2003 г.


В реальности же Трансполярка тоже никакого отношения именно к этому месту не имела - как и стела Полярного круга. Начиналась она на восточной окраине Салехарда, и если смотреть на карте-схеме - то это точка 8. Вот там и надо было ставить мемориал. До этого места, мы (увы) не добрались в суматохе, но я попросил varandej, который был там этим летом, задокументировать его.


26. В качестве главного объекта мемориала стоял паровоз Эм.


27. Эмблема на крышке котла.


28. Однако и данный паровоз, со слов Александра, конкретно на Трансполярной магистрали не работал.


29. За паровозом - рельсы, обрывающиеся в тундру...


30. ...и семафор.


31. Ещё раз зафиксируем для себя номер паровоза.


32. ...и пора обратно, на Переправу. Впрочем, о ней я уже рассказал ранее.


В следующей серии - мега-вокзал Лабытнанги и поход на его крышу.

( предыдущая часть - XXX)

Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"

Салехард, железные дороги, флот, уход в историю, Большая Европа по диагонали

Previous post Next post
Up