Ленинград-1935. Пригородные поезда и течение реальной жизни

Aug 21, 2015 11:47

Давно хотел сделать этот разбор, но только сейчас руки дошли.
Итак, советский Ленинград 1935 года.
Летнее пригородное расписание (оригинал лежит на сайте aroundspb).


Это время сейчас рисуется современными пропагандистами как настоящая "чёрная дыра" - репрессии, закрепощение колхозников и прочие прелести. Но можно смотреть на это время через деполитизированные источники. Например, нет ничего более равнодушного и нейтрального к пропаганде, чем скучнейшая книга железнодорожных расписаний. Она рисует то время таким, каким оно было в объективной реальности. Включая Правила, которые нужно было тогда соблюдать пассажиру.

Если мы говорим о пригородном движении, то что вообще по расписаниям можно понять?

Во-первых, конечно же, реальную интенсивность движения обычных граждан в разных направлениях. Пригородное сообщение - оно "народное". Посредством него ежедневно передвигаются дачники, колхозники, горожане, военные и ещё много категорий граждан. Если поезд дальнего следования ещё можно назначить "политически" (то есть, полупустым, но по политически важному маршруту), то с пригородными никто не будет это делать. Так что, если движение большое - значит, в пригороды, область и обратно курсирует очень много людей, это активная жизнь. Если маленькое - значит, она стеснённая.

Во-вторых, часы и время следования. Картина расписания даёт маятник перемещений и наиболее активные интервалы деятельности огромного города.

В-третьих, наполненность товарообмена "город - деревня", "пригород - рынок в городе". Далее в расписаниях вы увидите, что под колхозников и единоличников с сельхозпродукцией (согласно правилам перевозок) в утренних пригородных поездах выделялись специальные вагоны. Да, это те самые крестьяне, которые везли на рынки мясо, овощи, ягоды и другие заготовки, а также легендарные питерские молочницы, многократно описанные и в художественной литературе.

В-четвёртых, они показывают (посредством Правил) жёсткость ответственности за асоциальное поведение, по видам нарушений. По ним видно, какие нарушения наказывались мягко, а какие - жёстко. Видно, что курильщики ограничивались только двумя вагонами в поезде, а женщинам с детьми приоритетно выделялся второй вагон в стандартном пригородном составе. Это тоже важная часть атмосферы того времени.

В-пятых, можно увидеть реальное влияние пограничного режима: ведь границы проходили рядом с Ленинградом, всего 35 км. Если по кругу "Финляндский вокзал - Сестрорецк - Белоостров" обращается в день почти 40 (!) ежедневных пригородных поездов, то понятно, что это отражение интенсивнейшего дачного и отчасти, возможно, военного трафика. Значит, там кипела жизнь, несмотря на пропускной режим и прочее.

В-шестых, уровень цен на перевозки.

Конечно, надо помнить и то, что тогда личного транспорта на руках практически не было. Да и регулярное автобусное сообщение только зарождалось и входило в жизнь. Пригородные поезда брали на себя почти всю нагрузку сообщения "город - пригород".


2. Но сперва схема Ленинградского узла, для понимания направлений (1936 г.).
Напомню читателю, что к лету 1935-го по Ораниенбаумскому направлению уже ходили электрички - электрифицировали его в 1933 г. Также вели электрификацию на Гатчину, но она была доведена к этому сезону только до Тайцов. Остальные же направления обслуживались методом "бестендерный паровоз с вагонами". Это, как правило, 6-10 вагонов, иногда 12-14, ведомые лёгким паровозом.


Население Ленинграда в 1935 г. - 2,7 млн. чел. Тогда город имел гораздо большую значимость и важность, чем после войны, когда появились мощные индустриальные центры на Урале и в Сибири.

3. Заглавие.


4. Вот очень показательная и интересная страница - с правилами поведения в пригороде.


Смотрите:
1) самое жесткое наказание полагалось за хулиганство в вагоне и за порчу имущества (например, выламывание деревянных сидений) - можно было сразу заработать нехилый реальный срок - до 3 лет,
2) не менее серьёзным преступением было и несанкционированное пользование служебной "трёхгранкой" (например, изготовил копию в городской мастерской и начал применять) - тоже срок до 3 лет, если поймали,
3) очень высокий штраф (100 руб.) за проезд в открытых переходных площадках, на крышах, соскакивание "где хочу" на ходу - так боролись с наследием ранних 1920-х с их разгильдяйством,
4) Открывать двери и соскакивать на противоположную штатной платформе сторону - тоже штраф, но уже умеренный, 10 руб.
5) Права курильщиков ограничивались (только первый и последний вагоны в составе), а женщины с детьми и инвалиды были в приоритете и для них даже выделялся специальный вагон в любом поезде - 2-й от паровоза.

Также интересный нюанс: слово "концлагерь" ещё не приобрело послевоенной коннотации и употреблялось обыденно, как обозначение места заключения.

А в рекламе интересно то, что все виды зубопротезной деятельности выполнялись частными (негосударственными) артелями.

5. Легенда к расписаниям.


6. Ну и наиболее скучная часть - собственно расписания по направлениям.


Здесь я выложу ровно половину книги - а именно, те поезда, которые шли от Ленинграда.
Остальное можно посмотреть, скачав оригинал (ссылка внизу поста).

1. Московское направление
(34 поезда в сутки, включая трудовые и багажные)

7. ...


8. Итак, завершающим в час ночи шёл багажный.
А первым, в утро - колпинский на 6.45. Кстати, достаточно поздно - в 5-6 утра поездов не было.
В 7 утра шёл трудовой поезд на Новый Порт, отклоняясь после Навалочной на служебный путь.
Следом в 7.10 уходил трудовой на обуховские заводы.
Остальные - "простые" пригородные.
В 19.08 и 19.25 шли трудовые на ночную смену заводов.
Последний пригородный уходил в 23.38.


9. ...


10. ...


11. ...


2. Ладожское и Васкеловское направление
(13 +13 поездов в сутки)

*граница с Финляндией была в 65-70 км к северу от города

12. ...


Здесь уже появляются такие поезда, как ледники. Да-да, это те самые легендарные молочницы, которые продавали молоко ленинградцам прямо с "доставкой на дом". Многие горожане знали "своих" молочниц в лицо и покупали у них молоко несколько лет подряд. Багаж едет в "леднике", молочница или экспедитор забирает его на конечной. Тут у меня только направление "от" Ленинграда, правда - но ледники следовали в глубинку вечером, отстаивались полночи, а возвращались в город рано утром.

13. Первый "ледник" с Невской Дубровки уходил аж в 4.55 утра, собирая молочниц по всей линии, а приходил в Ленинград в 7 утра.


14. ...


15. Пограничное направление на Васкелово.


16. Дачная жизнь была не такой интенсивной, как на других направлениях, но тоже неплохо - 13 шт./сутки.


3. Сестрорецкое направление
(43 поезда в сутки)

*граница в 35 км от Ленинграда; было сооружено кольцо от Курорта на Белоостров и поезда следовали вкруговую

Самое интересное направление: белофинская граница была практически рядом, интенсивно строился КаУР. Казалось бы, никакого особого движения здесь и быть не должно! Но нет: оно было очень интенсивным. К тому же, и по этому направлению происходил вывоз продукции колхозников и единоличников на рынки Ленинграда (в утренних чётных поездах "в Город" специально для них выделялись вагоны - всякие корзины и мешки: куры-цыплята, ягоды, овощи-зелень, картошка и проч.). Движение поездов прерывалось только на ночной интервал 1.30 - 4.45.

17. ...


18. ...


19. ...


20. ...


21. ...


4. Павловское "южное" направление
(35 поездов в сутки)

22. ...


23. ...


24. ...


25. ...


5. Лужское направление
(28 поездов в сутки)

26. ...


27. ...


28. ...


29. ...


6. Ораниенбаумское направление
(56 поездов в сутки - самое интенсивное)

*гражданский (дачный) трафик шёл до Лебяжьего (вкл.), далее - в основном служебный, преимущественно военно-морской, эта зона была милитаризована и здесь находились арсеналы и стратегически важные форты, располагавшиеся напротив финского берега

**электропоезда имели нумерацию 3xx

30. ...


31. ...


32. ...


33. ...


34. ...


35. ...


36. Как видите, интенсивнейшее движение практически в течение всего дня.


7. Гатчинско-Волосовское направление
(26 поездов в сутки)

37. ...


38. ...


39. ...


40. ...


41. Ну и реклама, в конце книжки.


* * *
Итак, мы видим, что Ленинград лета 1935-го ежесуточно отправлял по 7 направлениям аж 248 пар пригородных поездов в сутки (!!!). Была хорошо поставлена система выделения мест тем, кто едет торговать на рынки с объемными корзинами, молочницам и дачникам. Сами видите - реальность такого интенсивного пассажирского трафика как-то не очень вяжется с "тоталитарной закрытостью" и "чёрной дырой". Это при том, что три из 7 направлений были либо приграничными (враждебная граница совсем рядом), либо стратегически важными (Краснофлотск).

Оригинал книжки лежит тут (129 стр.)

Павловск, Рамбов, анализ, Советский Союз, Петергоф, Пушкин, архив, железные дороги, Сестрорецк, уход в историю, Питер

Previous post Next post
Up