Более подробный разбор поездки КругоЛадога-2015, с картой и автокомментариями.
Вообще, очень странно, что я этот маршрут не проделал ещё лет 10 назад. Тогда активно ездил по Карельскому перешейку, был и подальше - на Валааме, Путсаари, на Соловках, в Беломорске, Кеми и проч. Но по части автонюансов меня всё время смущало то, что проехавшие писали про грейдер, плохие дороги и всё такое. И как-то психологически откладывал это "на потом", ради более дальних поездок. К моему удивлению, оказалось, что дороги-то как раз на маршруте хорошие и 50 км грунтовки на одном сегменте только придаёт некоторый контраст. Да и сама грунтовка за Кузнечным - накатанный грейдер, где можно легко идти 60-70.
Короче, всё оказалось совсем не так, как я предполагал :)
Залив Ладожского озера в районе г. Лахденпохья
Карта-схема "КругоЛадоги-2015".
В целом, по схеме наглядно видно, что основной упор был сделан на северную и восточную части "Круга". Те места, где я не бывал со стороны суши (со стороны Ладоги был). Север - это крайний запад Карелии, ладожские шхеры и бывшие финские городки. А восток - уникальная семафорная ветка Олонец - Ляскеля, соединяющая Сортавалу и магистральный мурманский ход.
Юг я видел (Новоладожский, Староладожский каналы, Новая Ладога, Кобона, Шлиссельбург и протчее), юго-запад близко к Питеру и там я тоже многое видел. Лодейное Поле и Подпорожье я оставлю на отдельную поездку. А вот из того, что хотелось, но не вышло - мы пропустили только Стороженский маяк на юго-востоке Ладоги. Помешал некстати начавшийся дождь.
Красные точки - места ночёвок и пройденный километраж на эти сутки. Синие - места заездов на точки/ объекты и остановки по пути. Правда, помечены не вообще все, их побольше было, а основные.
День 1. Питер - берег Ладоги близ "Дачи Винтера" перед Сортавалой (407 км)
2. Первая остановка - в Лосево, на порогах. Строят второй, новый мост.
Потом - крюк по лесным дорогам, вдоль берега Ладоги (от Соловьего до Моторного), с обеденным привалом. Следующая остановка - Приозерск с крепостью. Его тут не показываю, миллион фоток есть в Сети.
3. Да, важная информация. Весь автопробег проходил на УАЗ-Патриот, вот этом:
За рулём был камрад
raparamonov, я сидел на штурманском месте.
Машина, кстати, мне понравилась. Не без некоторой кондовости конечно, скажем открытие дверей, но в целом - хорошо. И сидеть на долгий путь комфортно, и на пересечёнке ведёт себя стабильно. На утро второго дня подымались от места ночёвки по мокрой (размытой даже) лесной дороге наверх с серьёзным уклоном, так УАЗ шёл как зверь, без сбоев, на пониженной. 110 на хорошей дороге едет без шума. Правда, Роман сделал доп. шумоизоляцию на крыше, сверх дилерского варианта при продаже. (впрочем, думаю, если интересно - он сам расскажет о машине, а я добавлю инфу)
Всего прошли: 1488 км (от пл.Победы до пл.Победы), а если считать от меня, то 1432 км.
Было залито 167 л 92-го бензина (только "Шелл" и ТНК).
Средний расход получился: 11,2 л.
Пересечённых дорог на пути проехали - примерно 70 км. Остальное - комфортные.
4. Что очень удивило - качество республиканских дорог в Карельской республике. В хорошем смысле. Каюсь, ожидал совсем другого. Это участок близ Хийтолы.
5. Станция Хийтола. Фотографировал там и вокзал, и расписания. Может, выложу потом отдельным постом, именно эту ипостась.
6. Заезжали по пути и на базу отдыха Северного Завода (в ладожских шхерах), где сохранился невероятной редкости экспонат - подлинный пограничный столб СССР.
7. Какая-то умная голова при замене советских столбов на финской границе догадалась забрать один и вкопать как кусочек истории.
8. Дорога на Лахденпохья не по главной трассе, а через Лумиваара. Действительно, настоящий заповедник финских домов хуторского типа. Их там не один и не два (эти и другие точки - вычитывал и ориентировался по
путеводителю "Вокруг Ладоги", на сайте around.spb.ru)
9. Станция Яккима города Лахденпохья. Уникальный объект - сохранились и здания финского паровозного депо на 2 стойла, и старый вокзал, который, правда, сейчас изнутри "реновируют" (с выпотрашиванием исторического облика). Про это я расскажу отдельным постом.
10. Лахденпохья. Старая почта, тоже с уникальной исторической начинкой. Там и камин остался, и деревянные интерьеры. Вообще, сам по себе городок мне понравился - как-нибудь запланирую его с Сортавалой на подробное изучение.
11. Дорога к Сортавале.
12. Потом мы долго и упорно искали место для ночёвки, но ситуация была такой: все нормальные подъезды к Ладоге там перекрыты или базами отдыха, или СОТами дачников. Поэтому, пришлось заехать на "Дачу Винтера", где приветливые девочки с рецепции дали нам наводку на подходящие подъезды. Там и заночевали, в палатках. На фото - берег Ладоги в 30 м от места ночлега.
День 2. Сортавала - Вешкелицы (337 км)
13. Сортавала была практически сразу после места ночёвки, в 20 минутах езды. Вечером я специально так рассчитал, чтобы мы такой интересный объект захватили именно с утра, со свежим восприятием. И не ошиблись: подъехав к переезду, мы услышали... паровозный гудок! Его ни с чем не спутать. И действительно, на станции нас ждали 2 живых паровоза на экипировке - приехали сюда с ретро-поездом. Об этом так же будет отдельный ж/д пост.
14. Около часа побродили по центру города, и я сделал вывод, что тут вполне можно провести полдня. Интересный город, с финским бэкграундом. Было много туристов, правда (суббота). Автобусы были отовсюду - и даже с Одессы, с украинскими номерами.
15. Затем недорогой и сытный обед в отличной столовой советского типа близ монументального здания бывшей православной миссии. И - дальше, на север.
На север - то бишь, в Рускеалу. Распиаренный и известнейший объект Западной Карелии, мраморные карьеры. Но уже на подъезде мы поняли, что дело швах. Машины начинались за полтора км до, на вьезде нас оглушил шумный базар, а количество шляющихся во все стороны туристов было сопоставимо с каким-нибудь Петергофом в сезон. Короче, 20 минут похода хватило для понимания того, что отсюда надо срочно сматываться, и смотреть её в другое более грамотное время. А не в летний субботний день при аншлаге. Даже фотки делать не хотел, и со всего заезда туда у меня осталось лишь 2 карточки.
По пути ещё были водопады, где снимались "А зори здесь тихие", Мы было остановились, но и там было просто море народу. Шумно и галдёжно. Просто посмотрели их, и поехали назад, к А-129.
16. Далее поехали смотреть начало семафорной линии. Станция Ляскеля. Никаких семафоров в обе стороны не просматривалось, на станции ни души.
17. Зато на ГЭС Ляскеля было пободрее и покрасивее. Мы ещё там спустились с другой стороны вниз, и поснимали кучу красивых индустриальных фото гидростанции.
18. Финские байкеры смотрят свои бывшие края.
19. "Крест скорби" на перекрестке дорог Сортавала - Петрозаводск и Суоярви - Питкяранта. Место гибели 18-ой стрелковой дивизии и 34-ой легкотанковой бригады РККА в 1940 г., во время финской войны (
подробней тут). Можно подняться на сопку - везде будут виднеться следы окопов и заплывшие воронки от снарядов.
20. Затем доехали до Питкяранты. Огромный вокзал, закрытый и пустующий. Семафоров я и тут не увидел, в обе стороны.
21. ...и лишь после, на снимках, я увидел, где они находятся. Если вглядитесь в перспективу, то и вы увидите :)
Почему-то у меня было такое неверное понимание, что семафоров там много - примерно как на ГДР-овской линии
Нейштрелиц - Миров. Оказалось нет - их там совсем немного, всего 12, на всё протяжение. И их ещё надо выискивать специально.
22. Питкяранта. Более унылый, чем Сортавала, город. На берегу Ладоги царит ЦБК с трубами, придавая всему окружающему индустриальный вид. Если будет время, попробую показать его основные точки.
23. Затем мы совершили марш-бросок к Сямозеру, где у Романа были знакомые, на предмет ночёвки. Это ок. 100 км к востоку, в сторону Петрозаводска, а затем ещё 30 км на север, к Эссойла. Дорога была отличная, сверх всяких ожиданий. Правда, после Колатсельга её интенсивно делали (новые мосты), но всё равно мы немного потеряли на реверсивном движении. Вот сюда приехали, в карельскую деревню.
24. Патриархальный край, где люди буквально живут рыбалкой.
25. И даже на берегах есть стационарные платформы для чистки рыбы прямо у берега. Все отходы примерно за 5 минут после чистки расхватываются чайками :)
26. Затем ещё 20 км, и ночёвка в селе Вешкелицы, это дорога на Суоярви.
День 3. Вешкелицы - Олонец (357 км)
27. Погода в этот день была похуже, часто накрапывал дождик. Но ничего, не постоянно. Снова вернулись к развилке, где "Крест Скорби" (№19), но на этот раз заехали на сам мемориал, где и стояли когда-то основные силы окружённых. Он в стороне от главной дороги, где-то в паре километров, там ответвление к северу.
28. Пронзительное место...
29. После этого весь путь протекал вдоль семафорной ветки на Олонец, где мы заезжали более чем на половину станций. Вот Салми.
30. Заезд на финскую ГЭС к северу от посёлка (сейчас ГЭС-24 ТГК). Тоже интересное место, со своими легендами 1940 года.
31. Развалины церкви на вьезде на круголадожскую трассу. Пошли смотреть на руины, а внутри встретили... любовь. Ну такую, не книжную, а натуральную - с охами-вздохами и прочим этим. Салминские разнополые товарищи в дождь толково-романтически проводили время. Молодцы, чо. Ну ладно, аккуратно и уважительно обошли их, и поехали на юго-восток :)
32. Пограничная вышка в пос. Погранкондуши. Именно тут до конца 1939 стоял финско-советский погранпост, и была граница.
33. Поднялся туда. Рядом стоят руины пограничных казарм, и отличный вид на Ладогу. Наверху был девишник погранкондушинских девчат, ну я не стал им мешать, спустился обратно, осмотрев виды во все стороны.
34. В этом месте много подъездов к Ладоге, дорога проходит близко.
35. С семафорами на линии туго. Близко к станции удалось найти только на ст. Видлица. А сама линия почти везде переложена на бетонные шпалы, укреплена и реконструирована.
36. Однако семафоры действующие, всё работает.
37. Станция Видлица. Тоже закрыта наглухо. Тишина и покой.
38. Станция Ильинская. Тут на наши шарахания вышла ДСП, и с ней удалось поговорить по состоянию линии. Да, семафоров немного, но они все действующие - от Ляскеля до этой Ильинской. Действует электрожезловая сигнализация. Олонец же уже несемафорный.
39. А вот и Олонец. Сталинский типовой вокзал. Сам город в обзоре не показываю, но показался каким-то унылым, ещё даже более Питкяранты. А может, повлияла и пасмурная погода.
40. Памятник воинам "карельского неба", на дороге. В комментах говорят, это крыло от МиГ-19.
41. Затем на перемычке дорог из Олонца нашли кемпинг, и всего по 400 рублей с носа (!) нам предоставили кемпер. Впервые в жизни ночевал в нём.
42. Поскольку это было воскресенье и День ВМФ, то устроили праздничный ужин. Да, далеко от моря, но всё равно надо вспомнить. В этом нам помог армянский коньяк 10-летней выдержки "Иджеван" и некоторые другие подходящие пищевые сущности. Посидели хорошо, до темноты :)
День 4. Олонец - Питер (431 км)
В этот день погода испортилась, пошёл дождяра и пришлось отменить заезд на Сторожно.
Так что получилось только возврашение домой. Ну, ягоды по пути ещё купили, недорого.
43. Мост через Свирь у Лодейного Поля.
Вот так, если очень вкратце.
Конечно, снимков было примерно в 30 раз больше, да и заезды тоже не все тут отражены.
Но, как общий обзор, думаю, прокатит.
Из частностей постараюсь показать три железнодорожности:
1) Сортавала - станция и депо, с паровозами и поворотным кругом,
2) Яккима - станция и финское брошенное депо,
3) Питкяранта - заброшенный огромный вокзал