Немного весенней геополитики

Aug 16, 2014 15:40

Сейчас - спустя полгода после победы Майдана - окидывая взглядом общую сцену событий, мне представляется, что уникальное окно возможностей для радикального переформатирования постсоветского мира на руинах Старой Украины было распахнуто недолго, примерно два месяца. Или даже полтора, пока не опомнились остальные игроки на евроатлантической шахматной доске. Это окно захлопнулось в начале-середине мая, и затем оконные переплёты геополитики уже только деревенели и твердели. Варианты действий стали отпадать, альтернативы существенно сузились.

(всё, что далее написано, представляет лишь мои оценочные суждения и не претендует ни на какую окончательную истину)


Россия в наступившем хаосе сумела продемонстрировать необычную для постсоветской элиты изобретательность, волю и решительность, схватив из горящей украинской хаты приз стратегического значения - Крым, но на Большую Игру с радикальным изменением реалий не решилась, по ряду причин. Были некоторые поползновения на это, но 23-25 апреля они были окончательно обрезаны и вступил в силу мягкий сценарий "забрать мешок с призом, бочком-бочком протиснуться в тесном коридоре и попытаться улизнуть из помещения игрового клуба". Окончательно окно возможностей закрылось 25-26 мая.

Задним числом, однако, видно, что в марте - первой половине апреля мог бы быть реализован и более смелый в геостратегическом отношении сценарий: мягкий ввод войск в Большую Новоросссию (8 областей + промежуточная по параметрам Кировоградщина) и возвращение этой зоны в парадигму Русского Мира.

Новороссийские области (в которые я включаю и Слобожанщину, которая находилась в зоне влияния или в составе Государства Российского ещё с XVI века) - это области с двойной идентичностью, чрезвычайно пластичные и в основном русскоязычные. Практически, они подпишутся под сильным игроком и затем растворятся в нём - в отличие от Галиции, у которой чётко и ясно выражена только одна идентичность, подкреплённая своей религией. К Галиции в этом же качестве примыкает Волынь, но она уже менее монолитна, север там тоже пластичен.

В феврале с.г. старое украинское государство фактически переучреждалось - насильственным путём - поэтому и открылось такое окно возможностей. Майдан агрессивно отрицал УССР и связь с её историей, пошёл на прямой слом власти, нарушил старую конституцию, органы управления утратили легитимность и поэтому было поколеблено бесспорное право на то, чтобы оставаться в границах УССР. Границы некоторое время можно было определять заново, с чистого листа. Россия 3 месяца подряд не признавала переворота, законным президентом числила старого, и не была связана абсолютно никакими договорённостями с майданными деятелями (которые к тому же нарушили соглашение от 21 февраля).

Так вот этим обстоятельством и можно было воспользоваться, видимо. В более смелом и широком варианте.

Предлагаю обсудить альтернативку (сейчас её время ушло, увы): российские войска после крымского воссоединения берут под контроль 9 областей экс-Украины, возможно, под флагом миротворческих сил, или путём реализации решений съезда юго-восточных областей в Харькове (24 февраля). Противодействие украинских сил - минимальное, что показал Крым (80% личного состава либо распустилось, либо влилось в состав ВС РФ). Они были в основном русскоязычны и имели в руководстве кадры с советскими академиями и неопределённой идентичностью, а идеологизированных отрядов Национальной гвардии на тот момент не существовало. Проводится референдум, и либо учреждается Республика Новороссия, либо эти области прямо включаются в состав.

Давайте прикинем плюсы и минусы такого варианта.


Итак, моя версия (дополняйте их, и "+" и "-").

Плюсы.

+1. В зону прямого российского влияния включаются преимущественно русскоязычные области с общей историей и ценностями. Общее население возрастает на 23 миллиона. Из зоны враждебного идеологического влияния это число, соответственно, безвозвратно выводится. Гос.языками объявляется русский и украинский.

+2. Воссоединяется как промышленный, так и военно-промышленный комплекс, который строился и формировался в неразрывной связи с метрополией предыдущее столетие. Появляется возможность восстанавления технологических цепочек, действовавших в СССР, реанимации старых заводов, возврашение смысла существования для населения - вместо общей архаизации жизни. Возвращается значение Одессы, ключевого порта на Чёрном море и центра южнорусской идентичности, а также Харькова, как одного из главных центров ВПК и конструкторской мысли.

+3. Возвращается мощнейший сельскохозяйственный регион - житница, которая может кормить продуктами своего труда гораздо большее население.

+4. Новая Украина с враждебной идентичностью уменьшается до безопасного уровня страны класса Румынии (20-25 млн. населения), но при этом без выхода к морю, она также превентивно лишается "клыков" - мощного комплекса Днепропетровщины, Харьковщины, Донбасса. Радикально меняется геополитическая ситуация. В таком варианте она становится намного менее привлекательной для НАТО и ЕС, утрачивает возможный потенциал и переходит в разряд третьестепенных игроков.

+5. Создаются условия для торга с Европой с существенно усилившейся позиции.

+6. Уровень возможных санкций примерно равен или немного сильнее, чем в нынешнем варианте ("только с Крымом"). То есть, что с Новороссией, что с Крымом - примерно сходные последствия в негативном плане.

+7. Возвращается прямой контроль над частью общей советской трубопроводной системы экспорта углеводородов.

Минусы.

-1. Возможная реанимация военной составляющей блока НАТО, возвращение Штатов в Европу в военном смысле.

-2. Возможное объединение европейских стран на почве усиления России, консолидация "ястребов" и усиление антироссийской составляющей в их политике.

-3. Недовольство российской прозападной элиты разрывом с Европой и существенным ущербом для собственного потребления, нарастание внутреннего напряжения внутри элиты.

-4. Просадка авиапрома и авиационных сообшений из-за сильной зависимости от Запада в этом секторе. Крах ряда перспективных совместных проектов (SSJ и проч.). Как следствие, увеличение доли наземных сообщений.

-5. Просадка станкостроения и поставок станков в промышленность (по факту - самое опасное последствие из всех, кроме п.1).

-6. Усиление зависимости от Китая.

-7. Серьёзное ухудшение положения УПЦ МП на оставшейся части Украины, возможная экспансия УГКЦ и раскольнических церквей.

Это только примерная прикидка.
Что ещё в балансе плюсов и минусов? Какие были бы возможные последствия?

Дополняйте, составим полную карту баланса :)
Просьба без истерик, плиз.
Это просто моделирование альтернативного развития событий.

Украина, размышлизмы

Previous post Next post
Up