Начало проникновения в Собор тут. После того, как мы осмотрели прилегающие к главному залу (а почему залу, чуть позже) помещения, наша тетенька открыла боковую дверь за колонной и запустила нас внутрь. Я никогда не знал, что в Морском Соборе под куполом, внутри - всё хотел попасть, но было никак. И вот он, волнующий момент!
Тетенька пошла и где-то сбоку включила приглушенный свет - неярко зажглись люстры, снимать обычной камерой без вспышки было практически невозможно, но не зря же со мной был мой зверь Никоша! Так что сейчас вы увидите зал именно в том подлинном световом коктейле, в котором мы увидели его своими глазами. Главная (большая люстра) под потолком не включалась.
Да, это оказался концертный зал. С ложами, бельэтажом, балконами и сценой. Неиспользуемый сейчас (и как давно - затрудняюсь сказать). Вот так.
В 1953 году решили храм хоть как-то использовать: соорудили фальшпотолок, перекрыли свет и объем от купола и получился концертный зал с прекрасной акустикой (мы ощутили ее сразу - экскурсовод предложила сама послушать эхо).
Вот это как раз ложи и второй, закрытый, выход (за стеной там - Кронштадтский музей). Раньше дверей не было, были только колонны и зал был единым, вмещая 7000 человек.
Это - вид на другую сторону, откуда мы вошли. Как видите, оригинальный пол закрыт сверху вот этим деревянным, который при реконструкции будут снимать. А на оригинальном полу Собора, как нам сказали, были изображены кальмары, спруты, рыбы и вообще, морская пучина.
Ответила тетенька и на вопрос, зачем нужны были огромные круглые окна наверху в 6-7 метров высотой. Оказывается, эти кругляки раньше были не стеклянные, а с мозаичным изображением св. Николая Чудотворца (покровителя моряков). Так вот, солнце и до и после обеда (в случае хорошей погоды) било через эти окна двумя потоками, перекрещиваясь крестом чуть ниже середины обьема зала, и попадало затем на пол с таким «океанским» рисунком. В результате создавалась уникальнейшая «морская» аура, которая производила сильнейшее впечатление на молящихся.
Ложи с другой стороны зала.
Внизу - партер (кресла демонтированы), вверху - балкон. Еще выше - боковые ложи.
Рисунок капителей колонн. Тоже наследование св. Софии в Константинополе. В начале поста - снимок подлинного орнамента Морского собора, который сохранился в неизменном виде.
Сцена концертного зала, где раньше был алтарная сторона и сейчас, естественно, ничего не используется - всё будет восстанавливаться. Как мне сказали, подлинные фрески при перестройке укрыли штукатуркой, а не сдирали, так что они будут после реконструкции доступны для обозрения.
А это фальшпотолок - постройка 1953 г. Над ним - гигантский купол, крупнее которого нет ничего в православном мире, даже Исаакий по объему немного уступает ему.
Потолок обрамлен четырьми полотнами с наиболее знаменитыми морскими сражениями Российского флота, которые сохранят, правда, где их используют - пока неясно. В середине фальшпотолка встроена большая люстра, которую нам не включали. Поэтому этот снимок - с большим сдвигом экспозиции в плюс, чтобы показать вам его устройство. На самом деле потолок этот был почти тёмный.
Продолжение следует.
Далее мы начнем подниматься наверх.