ЖЖ бурлит от праведного гнева (впрочем, это его обычное состояние).
Но на этот раз сердца юзеров гложет не обида за бездомных собачек, умученных в картинных галереях, а справедливое негодование нестяжателя, втягиваемого в коммерческую аферу.
Несколько дней назад администрация СУПа (компания - владелец ЖЖ) приняла решение об отмене т.н. "базовых" аккаунтов, предлагая новым пользователям только "платный" или "улучшенный" варианты. И грянула буря.
Несогласных возглавили такие известные в Интернете люди как
Брэд Фитцпатрик (создатель ЖЖ),
Дана Бойд (исследователь Интернета, член наблюдательного совета ЖЖ), а в российском сегменте - известный мультипликатор
Олег Куваев (автор сериала про Масяню) и ряд других заметных пользователей.
Протест против решения СУПа кого-то побудил уйти из Живого Журнала, кого-то
сподвиг на стихотворчество (весьма сомнительного качества, ИМХО), а кого-то спровоцировал на прямые действия.
Вслед за рядом американских коллег русские юзеры решили устроить в пятницу забастовку:
весь день не заходить в ЖЖ и не писать постов с комментами, чтобы значительно облегчить траффик ресурса и показать свою значимость.
Не знаю, что там случится в Америке. Пока, кажется,
инициатива бойкота особого ажиотажа там не вызвала, но вот у нас, как всегда впрочем, из совершенно нелепой причины вырастает благое и интересное дело.
Нелепая причина - это, разумеется, повод для недовольства. В первую очередь из-за того, что интересы ни одного из нынедействующих пользователей ЖЖ эти перемены не затронут. Базовые аккаунты, заведенные до реформ, остаются в распоряжении их владельцев. Отмена коснется только новоявленных юзеров. Но такая ли уж это страшная потеря?
Конечно, базовые аккаунты были очень удобны (
не случайно я категорически рекомендовал брать их себе всем ЖЖ-шным новичкам), но только совершенно нерентабельны с точки зрения развития ресурса.
Краткий ликбез:
В ЖЖ (до недавнего времени) были доступны три типа аккаунтов:
Платный - без рекламы в оформлении, с максимальными доступными возможностями.
Улучшенный - бесплатный, с рекламой в оформлении и расширенными возможностями.
Базовый - бесплатный, без рекламы в оформлении, с ограниченными возможностями, но достаточными для того, чтобы вести полноценный журнал.
ЖЖ - международный мегаресурс, требующий непрерывных затрат на содержание. Возможностей зарабатывать у администрации по большому счету две - продавать аккаунты пользователям или баннеры рекламодателям. Поэтому с логики развития ресурса бесплатные аккаунты - балласт, поскольку их владельцы а) не платят за журналы, б) вместе со своей аудиторией остаются недоступны для рекламы.
Признаться, еще при составлении рекомендаций к созданию журнала я удивлялся тому, что базовые аккаунты остаются доступными для пользователей.
Но что же так обидело юзеров, если те, кто лишились возможности использования базовых аккаунтов, этого даже не заметят?
Причин несколько:
Первая - элементарная неосведомленность. Та же Дана Бойд решила, что блоги обяжут оплачивать всех юзеров, что, разумеется, не имеет смысла для тех, кто пользуется журналом спорадически. На деле это не так, улучшенный тип аккаунта (с рекламой в дизайне) останется бесплатным.
Вторая - зависть. Многим почему-то претит идея, что администрация может зарабатывать на ЖЖ. Просто диву даешься, какому большому числу людей хотелось бы, чтобы ЖЖ управлялся тройкой программеров-недоучек из грязного подвала за спасибо, вместо профессионального коллектива, работающего в современном офисе в центре Москвы.
Третья - совершенно непонятный мне идеализм. Я честно выслушал заявления о "нарушении этики", об "исчезновении светлой радости почувствовать на территории жж мир, отличный от клоаки, оставленной снаружи", о "о жизни достойной сожаления, в которой есть место только ресурсам и их амортизацией" etc., etc. И не нашел в них не капли смысла.
Подобное отношение во многом копирует историю с отечественным ЖКХ: все хотят иметь горячую воду в кране, при этом ничего за нее не платить и не задумываться, как она в кран попадает.
Четвертая - самая страшная - пассивность и страх перемен, желание иметь все без каких-либо усилий. Так, например, известно, что настройки многих современных браузеров и специальные программы позволяют отключать показ интернет-рекламы (здесь, кстати, приведен список прог:
http://wildmale.livejournal.com/114293.html), но у людей прямо-таки истерию вызывает перспектива, отвлечься от привычных дел и разобраться в каком-то новом продукте.
Самое смешное, было бы за что бороться. Большинство из обвиняющих администрацию в грабеже даже не представляют, сколько стоит платный аккаунт. А стоит он сущие копейки: всего 25 баксов В ГОД.
К тому же, к чести СУПа надо признать, что никакую стороннюю рекламу в ЖЖ он не допускает, а свою стремится выдержать в ненавязчивом стиле ресурса, да еще и фильтрует в зависимости от интересов владельца журнала.
Но как бы то ни было, машинка завертелась, и вот, в пятницу в ЖЖ должна состояться первая коллективная забастовка. Не разделяя ее целей, готов поддержать ее лишь потому, что это первое в новейшей истории ресурса событие, дающее надежду на формирование в нем деятельной общности и возрождение субкультуры ЖЖ.
Начнем с простого. Да, к администрации Живого Журнала можно предъявить немало претензий. Некоторые из них перечислил в своем посте Артемий Лебедев:
http://tema.livejournal.com/61138.htmlЯ бы назвал другие: недостаточная защищенность журналов, недостаточная открытость в работе с пользователями, которая выражается в небольшой численности наблюдательного совета ЖЖ. (в ближайшее время будут проведены выборы и от всего русскоязычного сегмента в совет может быть выбран только один человек).
Есть, правда, и более важный момент: изменение ЖЖ-идеологии.
Было время, когда общность блоггеров (особенно русскоязычных) была легко обозрима. Было время, когда в ЖЖ можно было попасть только по приглашению от юзера, причем количество приглашений было у него ограниченно. Поскольку люди это были неслучайные и в основной своей массе неординарные, вокруг них сформировался круг общения с высокой интеллектуальной и культурной планкой. Потом ворота ЖЖ распахнулись для всех, кто слышал о ЖЖ и хотел в него попасть. И в пику "патриархам" образовалась новая среда циников-нигилистов, которая при этом, хоть и через отрицание, чтила и иерархию тем, и старшинство преемственности, и ЖЖ-мифологию, которую она обогатила обилием мемов.
Но все начальные периоды характеризовались одной важной особенностью: для того, чтобы быть заметным и значительным в то время не надо было прилагать никаких особых усилий, достаточно было регулярно писать, чтобы быть замеченным. Да, на тебя могли обрушиться с критикой те, кто в том момент был в фаворе, но на каждого критика находился свой почитатель. Можно было не совпадать с человеком во взглядах, но ощущение, что все мы сидим в одной лодке, было в те времена у юзеров весьма сильным. Так оно, по сути, и было. Ведь хроника ЖЖ доносит до нас не только имена Анатолия Воробья, Носика, Александра Житинского или Николая Данилова, но и Мицгола, Холмогорова, Крылова.
Популярность ЖЖ стала одной из причин его гибели (в привычном старым юзерам культурном статусе). ЖЖ начинался как субкультура, обитель элиты Интернета, но, радикально увеличив численность, отождествился с остальным Рунетом. Помолодел, стал прибежищем людей, ищущих от Сети в первую очередь развлечения или удовлетворения своих обывательских амбиций.
Подобный рост оказался выгоден лишь для одной категории: менеджеров ЖЖ. Они быстро поняли: чтобы успешно соперничать в конкурентной борьбе с подростковыми Сетями, навроде Liveinternet или Одноклассники.Ру, надо как можно меньше от них отличаться. Отмена бесплатных аккаунтов - это констатация фатального изменения аудитории ЖЖ и самого ее характера. От былого единения не осталось следа. ЖЖ сегодня - это прибежище тысяч и тысяч небольших стаек пользователей: знакомых по офису, друзей по хобби, соседей по дому. Они общаются в своем кругу и чаще всего не хотят знать или не подозревают, что творится за его пределами. Блоггерам, ориентированным на определенную аудиторию, сегодня вслед за Диогеном впору восклицать "Ищу человека!" Ведь писать выразительно и ярко теперь недостаточным, чтобы быть заметным и значимым. В ЖЖ стали заправлять принципы информационного бизнеса: активность, разноплановость, ласковый диалог с аудиторией, PR-обмен. Все это претит "старой гвардии", но без этого никак: какого признания искать в ЖЖ-мире, где имя Атона Носика знает один из сотни, аффтору с красивой душой, гордостью и щепоткой креатива.
Но списать все беды ЖЖ исключительно на рост аудитории было бы несправедливо. ЖЖ поскучнел и стал полем для продаж вместо клуба обмена идеями еще по одной причине: авторы исписались. За два-три года "отцы-основатели" поговорили обо всем, что было на душе, и успели узнать друг-друга настолько хорошо, чтобы понять, как кто отреагирует на ту или иную новость. Встревать же в каждый диалог "на вечную тему" в пробегающей мимо случайной стайке, справедливо кажется им бессмысленным повторением прошлого. Вот почему большинство великих когда-то журналов перешли сейчас на лытдыбры.
Итак, ЖЖ как культурный феномен умер, формула "ЖЖ - это мы" потеряла свою актуальность, поскольку сегодня ЖЖ - это множество разных "они", неспособных собраться в единую группу. Единственное, что объединяет всех пользователей - это администрирование, т.е. пресловутый СУП. Он это отлично понимает и пользуется по мере возможностей.
Что делать в такой ситуации тем, кто достаточно интегрирован в ЖЖ, чтобы помнить его былую славу, но не достаточно стар, чтобы успеть от нее утомиться? Смиряться? Нет. Творить будущее. ЖЖ - это идеальный инструмент для обмена информацией, который начинает резонировать только при совместной работе. Начиная с недавнего времени в ЖЖ начал побеждать тот, кто точнее всех определяет цели того или иного информационного процесса.
Поэтому культурный обмен, расширение сфер общения, роль ЖЖ как СМИ возможны, но только при выработке механизмов совместных действий. Того, что пока удалось достичь в ЖЖ только рекламщикам и ловцам за обилием френдов.
Вот почему забастовка ЖЖ-юзеров, при всей нелепости ее причин, кажется мне делом позитивным. Во-первых, она дает чувство единства людям, которым небезразлична судьба ЖЖ вцелом, во-вторых, она ориентирует их на контакт с администрацией. Вряд ли это приведет к возвращению бесплатных аккаунтов, но может добиться иных последствий: например, заставить администрацию более активно предоставлять площадь баннеров для анонса тех или иных социальных ЖЖшных начинаний.
Главное, чтобы в СУПе поняли, что шумят (пусть и не по делу), не горстка ретроградов, а люди способные сохранить за ЖЖ его статус главного на сегодняшний день в России Интернет-сайта и культурного явления.