эксклюзив

Jan 21, 2007 14:33


Привез из Москвы замечательный подарок - уникальное издание "Пер Гюнт". Драматическая поэма в пяти действиях", собравшее под одной обложкой все четыре перевода поэмы Ибсена на русский язык, оригинальный текст, фотографии и эскизы к постановке драмы на сцене МХАТА (эскизы работы Н. Рериха) + ряд обзорных статей.

Мне очень приятно, что в подготовке этого проекта участвовали люди, которых я хорошо знаю и очень ценю.

По знакомству мне удалось добыть текст одной из самых интересных статей приложения, правда, в авторском, нередактированном варианте. В Сети статья еще не публиковалась.

Высоцкая Светлана Петровна

ЗАГАДКИ "ПЕРА ГЮНТА"

«Пер Гюнт» - драма-загадка. Это, пожалуй, самое точное её определение. Ребус, гловоломка: все части даны, надо их только правильно сложить. А они никак не складываются - можно найти десятки правдоподобных объяснений, десятки конфигураций элементов, порождающих смысл, но всё равно остаются куски, которые не хотят вставать на место. Да есть ли во всём этом смысл? Может быть, это просто картина безумия? Звучит правдоподобно - не зря именно это произведение привлекало внимание потрясающих безумцев ХХ века - Отто Вейнингера[1] и Вильгельма Райха [2]. Более того, их привлекали одни и те же образы - наиболее непонятные. В первую очередь это -Великая Кривая. Отто Вейнингер назвал её «наиболее загадочным и оригинальным образом поэмы» [3]. Это понятно - среди крестьян, пастушек, троллей - таких вещественных, материальных, конкретных, - вдруг появляется просто Голос. Тело его не очерчено, голос ни к чему не привязан, и всё же Пер везде натыкается на нечто. Что это за высокая абстракция? Вейнингер отвечает на этот вопрос так: «Кривая» - это вся сила эмпирического Я, с которой оно постоянно вновь восстаёт против умопостигаемого Я, хотя бы последнее считало себя только что окончательно победившим, и в то же время Кривая - голос, который советует человеку после вечно возобновляющегося падения прекратить безнадёжную, бессмысленную борьбу». Или: «Кривая - это вообще принцип, отрицающий искупление, в ней Ибсен пытался изловить великого отрицателя в самом себе. Логично назвать её стремлением к уюту, ленью, звеном между душой и телом (она побеждает без удара меча и постепенно): она во всяком случае то, что Ибсен хотел преодолеть в себе, когда он создавал своего «Пера Гюнта». Это ещё не все: «Кривая, которой Пер Гюнт никогда не мог преодолеть, потому что он никогда не шёл напрямик, эта Кривая есть в то же время ложь». Ложь, стремление к уюту, вся сила эмпирического Я - невообразимый компот. «Загадка вдруг из черной стала серой» [4].

По Вейнингеру, все люди делятся на две категории, на себялюбцев и «себяненавистников»: первые, в силу любви к себе, любят и весь мир. Вторые же ненавидят себя и ненавидят весь мир, остро нуждаются в любви, но на неё не способны. Казалось бы, первые - жизнеспособны, они - тот идеал, к которому нужно стремиться. Но нет. «Себяненавистничество морально несомненно стоит выше себялюбия». Ведь главное, что характеризует человека - воля к ценности. Ценность заключается в умопостигаемой сущности, которою необходимо себе создать. Умопостигаемая сущность по Вейнигнгеру - это умопостигаемое Я, она же личность, она же разум, она же внутренняя жизнь, сводимая к самонаблюдению и моральной самооценке, она же душа. «Ибсен знает…, что единственная ценность человека заключается в обладании «умопостигаемым» Я, личностью...» Соответственно, у себяненавистников, которые постоянно себя судят, личность больше развита. Кривая - это препятствие к суду над собой, то, что мешает нашему разуму-душе-истине, а именно эмоции-тело-ложь. В понимании Вейнингера Кривой противостоит воля к ценности, то самое умопостигаемое Я. Следовательно: «Пера Гюнта у Ибсена искупает… не живая конкретная Сольвейг, которой может быть любая глупышка; искупает его Сольвейг в нём, та возможность в нём, которая даёт ему силу для этого». «Пер Гюнт», по Вейнингеру, «трагедия человека, ищущего свою душу», то есть человека, стремящегося обрести умопостигаемое Я, личность, и каждый раз терпящего поражение в борьбе с Кривой, олицетворяющей его эмпирическое Я, его низкую природу. Пер Гюнт понимается как трагический герой, то есть оправдывается.

Райх тоже столкнулся с Кривой. В своей работе «Функция оргазма»[5] он уделяет «Перу Гюнту» целую главу: «Существует психическая деятельность, простирающаяся гораздо дальше пределов твоего сознания. Твое неосознанное - как кантовская «вещь в себе»: его никогда нельзя постичь до конца, так как оно позволяет познать себя только в своих проявлениях. Это чувствовал ибсеновский Пер Гюнт, восклицая:

«Ни назад, ни вперед - никуда не могу,
словно я в заколдованном замкнут кругу;
никуда не пройду, будто стены растут из земли.
И повсюду она: под ногами, вблизи и вдали.
Покажись! Назови свое имя!»

Имя той, к кому он взывает, - «Большая Кривая». Таким образом, Великая Кривая - это бессознательное в фрейдовском понимании термина, та часть личности, которая абсолютно человеку неизвестна и которая однако всё время влияет на его жизнь, делая ему неожиданные (и неприятные) сюрпризы. А кто же тогда сам Пер Гюнт и в чём смысл драматической поэмы? Идея Райха проста до тривиальности. Все люди живут в обществе, которое держится на ряде негласных правил. Люди к этому привыкли и боятся того, что угрожает правилам. Пер Гюнт - человек, отказавшийся от конвенций. Выражаясь научным языком, личность с девиантным («отклоняющимся») поведением. «Его история есть история человека, который, вооружившись недостаточными средствами, выпрыгнул из марширующих рядов людей». На этом месте вопросов не возникает. Однако что же Райх говорит дальше? «Устами Пера Гюнта великий поэт говорил о своем собственном ощущении мира и жизни и изобразил трагизм положения человека, возвышающегося над средним уровнем». Добрались. Всё свелось к банальнейшему противопоставлению гения - ну, или по крайней мере, таланта - и толпы. Гений и есть гений, а остальные - «твари дрожащие»: «Такого рода люди не размышляют о жизни, они идут в контору, на поле, на фабрику, в канцелярию, к больному или в школу. Они давно покончили с Пером Гюнтом в своей душе. Жить с ним слишком тяжело и опасно. Перы Гюнты опасны для душевного покоя. Иметь с ними дело было бы слишком соблазнительно. Хотя душа и сохнет, но человек предпочитает сохранять непродуктивный «критический рассудок»….» Далее Райх лишь развивает эту мысль, гвоздит обывателей иронией: «Пер Гюнт со своим сумасбродством уж конечно свернет шею. Но это и предсказывали! Всяк сверчок знай свой шесток! Мир злобен, иначе не было бы Перов Гюнтов. А о том, чтобы Пер Гюнт свернул себе шею, несомненно, позаботятся». Кто позаботится? Они! Враги! Это интонация человека, страдающего манией преследования. И достойный завершающий аккорд: «Таков был Ибсен, и таков его Пер Гюнт. Это драма, которая только тогда утратит свою актуальность, когда Перы Гюнты все-таки окажутся правы. До тех пор у праведных и правильных будут причины смеяться». Итак, Пер Гюнт опять выходит героем, чье поражение достойнее победы.

( продолжение статьи)
ПРИМЕЧАНИЯ

[1] 1879-1903, австрийский философ, еврей по происхождению, автор книги «Пол и характер». Эту книгу, а именно главу «Еврейство» часто цитировал Геббельс для критики евреев В возрасте 24 лет он застрелилися в номере старой венской гостиницы, в котором в 1827 году скончался Бетховен.
[2] 1897-1957, австрийский психиатр, ученик Фрейда, который начал развивать возможности радикальной социальной критики, заложенной в классическом психоанализе. Фактически Райх основал левый социальный фрейдизм, стал провозвестником сексуальной революции, разработал телесно-ориентированный психоанализ. Оказал воздействие на К. Хорни, Э. Фромма, Г. Маркузе, ,Т. Адорно, Э. Эриксона, идеологов "новых левых". Битники объявили его своим прямым идейным предшественником. Научное значение поздних его работ более чем сомнительно, к концу жизни он сошёл с ума.
[3] Здесь и далее цитируется работа Отто Вейнингера «Генрик Ибсен и его драматическая поэма «Пер Гюнт» (Об эротике, ненависти и любви, преступлении, идее отца и сына)», Спб., типография товарищества «Общественная польза», 1909.
[4] «Пер Гюнт», перевод Балтрушайтиса, стр.
[5] Здесь и далее цитируется по изданию В.Райх, «Функция оргазма», М. 1997

Текст поэмы:
Генрик Ибсен "Пер Гюнт", пер. П. Карпа - http://www.lib.ru/INPROZ/IBSEN/ibsen1_2.txt
Previous post Next post
Up