И снова «Смута»: подвожу итог

Apr 12, 2024 05:12

Вот и прошёл я «Смуту». Хочу по этому поводу молвить слово. Признаться, в прошлый раз сильно я дивился, насколько резво некоторые привереды повыносили свои беспощадные вердикты: мол, игра абсолютно сырая; мол, ваще преальфа, даже и на ту не тянет; мол, своих денег не сто́ит, угробили огромный бюджет, получился дешманский кал, там ещё допиливать и допиливать до морковкина заговенья. Читал я эти комментарии и чесал репу: и как это, думал, все эти люди так быстро разобрались - ведь прошло всего несколько часов с релиза. Я тогда пару часов поиграл - ничего сырого не заметил. Ну да, может, глаз не тот, думаю, не разбираюсь совсем и всё такое. Но что-то мне это напомнило... Сбитый «Боинг», да-да. И теракт в «Крокусе». Когда в первые же пять минут кое-кому уже всё было ясно. Вот и «Смута» только вышла - и запел про неё стройный хор голосов, которым всё уже ясно.

Штош... Я играл в эту игру каждый день часов по 5-7, идя не только по сюжету, но выполняя все побочные задания. И вот дошёл до конца. За всё это время игра ни разу (!) не вылетела на рабочий стол. Откатываться на последнюю сохранку из-за глюка (не из-за гибели) пришлось дважды: один раз первый босс (главарь польских шпионов в пещере) во время боя застрял в текстуре, из-за чего замер в неподвижности, став неуязвимым - в итоге, убить его стало нельзя, а это было обязательным условием для выполнения сюжетного задания и дальнейшего продвижения по сюжету; другой раз первоволк в зачарованном древнем лесу провалился под воду, где я так же не мог его достать и убить. Один раз пришлось откатиться сразу на три сохранки назад, потому что почему-то заглючил скрытный режим, из которого всё время принудительно выбрасывало. Это ВСЁ. Согласитесь, для недели безвылазной игры это совершенно немного и уж точно не тянет на «абсолютно сырую преальфу».

Для сравнения, «Atomic Heart», который общепризнанно считается очень успешной игрой и уж точно не насквозь сырой преальфой, я купил в начале ноября минувшего года - через восемь месяцев после релиза. Играл на том же самом компьютере и неоднократно перепроходил. И вот эта игра как раз вполне себе вылетала на рабочий стол, да. Я даже чётко выявил одно из условий, при котором вылета можно гарантированно добиться. Вылетает и посегодня - через 13,5 месяцев после релиза. И даже крупные глюки и баги в ней до сих пор не исправлены - чего сто́ит хоть то, что невозможно нормально переназначить управление. И скриптованные сюжетные ролики по радиосвязи, которые произносятся совершенно невпопад просто если герой, блуждая в открытом мире, раньше времени зайдёт в какую-то локацию, куда ему пока ещё рано. У «Смуты» с релиза багов и глюков гораздо меньше, чем у «Atomic Heart» спустя после релиза год с лишним. Я не к тому, что «Atomic Heart» плох - он очень хорош. Я к тому, что «Смуту» поносят напрасно. О нет, я не хочу сказать, что с ней всё идеально. Там есть что исправлять. Сорока (указатель кладов) в половине случаев не прилетает. Раза три в сюжетных роликах перепутана принадлежность реплик - когда фразу произносит не тот герой не своим голосом (надо сказать, что этих роликов всего охренеть как много, и три - это очень малый процент брака). Несколько раз в этих роликах главный герой может появиться не в том образе (не в той одежде), в котором игрок его держит в текущий момент. Не так уж редки орфографические ошибки в субтитрах, как минимум один раз я заметил даже пресловутую путаницу с «-тся» и «-ться». Про точки над Ё уж не буду (ой, сказал). Иногда можно наблюдать, как спавнятся под облаками коровы или олени, а потом падают на землю. Иногда крестьянин или поселянка может посреди ночи произнести фразу: «Солнце ещё высоко». Но это оплошности, недоработки, помарки - никак не «насквозь сырой продукт» и «преальфа». Это что касается технической части.

Теперь впечатления от содержательной. Игра очень понравилась. По-моему, делали кропотливо, старались - и получилось неплохо. Сюжет интересный и драматичный, разнообразный. Персонажи колоритные, интересные. Лично меня, правда, с самого начала бесила сюжетная линия с Иреной, которой с первой встречи хотелось отстрелить башку, а главный герой перед ней мямлил и лебезил - но это вкусовщина. Актёры озвучки отыграли очень добротно. Особенно мне понравилось, как озвучен Кузьма Минин: говорит весомо, степенно - настоящий и основательный такой купец, повидавший жизнь. Главного героя уважает, хотя и ненавязчиво подсказывает, что тот пока молод и горяч. Князь Пожарский совершенно другой: по тому сразу видно, что знатного рода - говорит всё больше возвышенно, нет в нём вот этой купеческой приземлённости. Задания в игре разнообразные, в том числе побочные. Локаций много и они огромные, причём сделаны с каким-то адским уровнем детализации. Это всё создаёт атмосферу, в которую погружаешься. Плюс ещё музыка очень в тему. Может быть, Русь на стыке 16-17-ого веков была и не такой - но в итоге веришь, что именно такой, как показано. Зачарованный древний лес - место натурально жуткое, пробирает. Первоволки там - без шуток пугают. А уж когда главный герой встретил призрак себя будущего, предавшего Русь... Очень убедительно сделан этот демон, смотришь и веришь - вот что случится с человеком, если из него вынуть душу. И дерётся как дьявол. А уж когда он ещё и раздвоился, я чуть не обделался от отчаяния. И поляки... Ооо, это просто песня, как они показаны в сей игре. Ты их начинаешь без шуток ненавидеть. Именно потому что веришь. Это не клюква, не карикатурные злодеи - а именно что совершенно реальные исчадия. Не остаётся сомнений, что они были именно такими - и что правильнее всего их всех нахрен уничтожить, чтоб не только следа, но и памяти не осталось. Как-то так. (Хотя один «хороший поляк» в игре есть тоже. Нет, он не пылает любовью к русским - но просто хочет жить своей жизнью и признаёт такое же право за русскими.)

Я теперь эту игру обязательно перепройду - «по-правильному», когда разобрался, как надо было. И потом, вероятно, пройду ещё разок - за другой образ (вероятно, за царедворца) и в другом стиле (по-злому). Эта игра заслуживает того, чтобы пройти её ещё как минимум раз. А, забыл сказать. По мере прохождения игра постоянно подкидывает игроку информацию, погружая его в экскурс по истории Руси тех времён. Рассказывается про исторических личностей тех лет, про события, про страты, их обычаи, культурные особенности и суеверия, про города, архитектуру и кулинарию. Откуда Вы ещё узнаете про разные виды сабель и бердышей?...???...

В общем, резюме такое: очень хорошо, что такую игру выпустили. Дело это очень правильное и своевременное. Надеюсь, данное направление и далее будут развивать и мы увидим другие похожие проекты. Я бы и в «Князь Серебряный» поиграл. А уж про 1812-ый - оно просто напрашивается. Так что авторам «Смуты» выражаю благодарность и желаю удачи, успехов, новых проектов - и новых бюджетов, да-да. Заслужили, как по мне.

И тут я возвращаюсь к исходной точке. Про стройный хор поносителей. Кто же его заводит? Безусловно, выгодно такое хохлам. Но гонят волну вряд ли они. Полагаю, волну гонят завистники, которые подгорают от того, что бюджет дали не им. Хотите им подпевать?...?... Штош, отговорить я, конечно, не сумею.

И в заключение помещаю четыре финальных ролика из концовки, соединённые в один. По-моему, они того сто́ят.

image Click to view



[на родном хостинге ЖЖ]

ненаши, русская правда, ублюдки и выродки просто сдохнут, не всё так однозначно, видео

Previous post Next post
Up