Вот что писал в своем рапорте командованию протестантский пастор 295-й пехотной дивизии Корнман: «Вчера, 20 августа, около 15 часов, ко мне и к военному капеллану пришли два священника из ближайшего отделения полевого лазарета и сообщили, что неподалеку, примерно в 500 метрах отсюда, на верхнем этаже одного из домов обнаружены 80-90 детей - грудных и дошкольного возраста, крик и плач которых слышны издали; поскольку они находятся там уже целые сутки, то был нарушен ночной покой солдат, расквартированных в соседних домах.
От этих солдат и узнали священники о детях. Я пошел с ними и с капелланом в этот дом и увидел, что там, в двух маленьких комнатах, лежат и сидят дети - некоторые из них в собственных нечистотах - и, что самое главное, там не было ни капли питьевой воды, так что они очень страдали от жажды. На посту стоял украинский полицейский, от которого мы узнали, что это еврейские дети, родители которых расстреляны. Около поста находилась группа немецких солдат, у другого угла дома - еще одна группа, и обе возбужденно обсуждали увиденное и услышанное».
«Отбракованных» детей отправляли на тяжёлые работы либо на медицинские эксперименты СС в Освенцим и Бухенвальд.
Священники, разумеется, знали, об отношении к евреям в Третьем Рейхе, но полагали, что дети заслуживают проявления милосердия. Им удалось добиться от местного командования отсрочки принятия решения о судьбе детей, после чего они обратились к командованию армией.
Белая Церковь была взята 6-й армией вермахта. Эта армия, бравшая Париж, закончит свою историю в Сталинграде зимой 1943 года. А летом 1941 года ей командовал Вальтер фон Рейхенау, принадлежавший к той части немецкого офицерства, что решительно поддержала идеи нацизма.
Рейхенау, получив рапорт священников, пришел в ярость. Его возмутил тот факт, что в деле уничтожения евреев проявлено колебание. Он выразил недовольство тем, что капелланы вообще придали огласке эту историю, а трактовку событий, данную священниками, он охарактеризовал как «неправильную, неприемлемую и крайне дерзкую».
Рейхенау отправил в Белую Церковь начальника зондеркоманды 4а айнзатцгруппы «С» штандартенфюрер СС Пауля Блобеля, отвечавшего за проведение карательных акций.
«Их поставили у края рва и стали стрелять»
Блобель месяц спустя будет командовать уничтожением евреев в Бабьему Яру.
Все произошло 21 августа 1941 года. Вот что рассказывал об этом дне оберштурмфюрер СС Август Хефнер: «Блобель приказал мне казнить этих детей. Я спросил его: кто будет расстреливать? Он ответил: солдаты Ваффен-СС. Я сказал ему: они люди молодые, как мы объясним им, что нужно стрелять в маленьких детей? И я предложил, чтобы детей расстреливали украинские полицейские, подчиненные фельдкоменданту. Ни один из них не отказался... Я отправился в рощу... Солдаты уже успели выкопать ров... Привезли детей... Украинцы стояли вокруг и дрожали. Детей выгрузили... Их поставили у края рва и стали стрелять... Поднялся неописуемый крик. Эту картину я не забуду никогда в жизни. Мне тяжело об этом рассказывать. Мне особенно запомнилась одна маленькая белокурая девочка, которая уцепилась за мою руку. Ее тоже застрелили... В некоторых детей приходилось стрелять по четыре-пять раз, чтобы умертвить их».
Приказ Рейхенау был исполнен: больше никто не тревожил истинных арийцев из вермахта плачем и криками.
В июне 2017 года руководители еврейской общины украинского города Белая Церковь обратились через международную организацию Rememberus.org с просьбой повлиять на городские власти, препятствующие установке знака в память о еврейских детей, убитых здесь нацистами и их украинскими пособниками.