Ловля на живца

Aug 17, 2022 07:16

Очень интересный опыт был у меня в выходные. Я сходила на бесплатную лекцию по исламскому искусству. Лекция проходила в Ismaili Center, и там же проводились платные занятия по начерталовке арабских орнаментов.

На занятия я не попала, ибо они проводились, конечно же, по утрам в будние дни. Кто может себе позволить рисовать орнаменты, тому работать должно быть не надо! Но я к этому времени знаю, что в библиотеке завались книг с инструкциями, так что о пропущенных уроках не жалела. Мне было как раз интересно, что учителя скажут на лекции. И кто придёт на эту лекцию. Мне нужны единомышленники, с которыми можно вместе сходить с ума по Персии.

Скажу сразу: большую часть лекции я сидела в глубоком фэйспалме. Там, где можно было рассказать про культуры и династии, поведать анекдоты и байки, показать, как меняется узор в зависимости от цветового решения компонент, открыть приёмы раскладывания орнамента на удобоваримые составляющие, сделать арабское искусство понятнее, проще, ближе постороннему зрителю… лекторы сделали прямо противоположное. Они ударились в мистику.

Посыпались цитаты о том, что боженька нам дал глаза, чтобы видеть красоту. Поехали аллюзии на первобытных людей, изобретших циркуль, с которыми у нас якобы возникает первобытная же связь, когда мы циркуль используем. Подоспела нумерология, согласно которой сумма числа окон в мечети даёт магическое число с магическим значением. Короче, уйма тумана, ноль конкретики. За таким на лекцию ходить на надо, я этого добра нагляделась в книжке "Arts and Crafts of the Islamic Lands", так в книжке хоть раздел есть с прикладными приложениями.

Я понимаю, что это было сделано намеренно. Мистика - она как гороскопы, барнумовские утверждения, где неоднозначность заложена в основу, и каждый найдёт свой смысл, ибо наша голова ищет закономерности. Но именно это стало фильтром для меня. Люди, которым понравилась эта лекция - не моя публика.

Для меня главным развлечением стала не лекция, а её атрибуты. Во-первых, конферансье. Мужчина сказочной красоты, и это не метафора. На персидских миниатюрах рисовали таких: густые чёрные брови ровным полукругом, огромные выразительные глаза в длинных ресницах, прямой нос, аккуратная бородка, ослепительная улыбка белоснежными зубами. Я думала, это идеализированный канонный образ был для всяких там шахов и султанов. Нет! С таким лицом живые люди есть!

Во-вторых, информация про туры. Оказывается, в Ismaili Center можно погулять с гидом по средам и субботам. Отлично! Ещё один способ найти в Торонто арабскую красоту и тех, кто её ценит.

В-третьих, зрители. Я на лекцию пришла в провокационной футболке. С арабским орнаментом небесной красоты и надписью “Севилья”. Я рассчитывала, что буду находиться в правильном окружении, чтобы на футболку можно было поймать единомышленников.

К моему изумлению и радости, затея выгорела. После лекции нас всех пригласили в зал с перекусончиком, пообщаться. Я налила себе напитка, который выглядел, как кофе, а на деле оказался зелёный чаем с молоком (очень вкусно!) и встала на видном месте его пить. Рядом со мной оказалась дама с золотистыми кудрями, которую я заприметила, ещё когда сидела в аудитории. Мы разговорились. Оказалось, дама бывала в Испании, сама художница, и живёт буквально по соседству со мной. Лекция вызвала у неё ощущения, похожие на те, что у меня, хотя выражала их дама более вежливо и мягко, как истинная канадка. Я поделилась с ней своими соображениями насчёт династий и анекдотов, делая отсылки на книжки, которые читала. Даме, видимо, понравилось. Мы обменялись телефонами. Попытаюсь как-нибудь позвать её в музей.

Хорошо сходила, короче. Вот что значит свои развлечения приносить с собой.



(Ismaili Center, Toronto)

geometric design, aga khan

Previous post Next post
Up