В шедеврах арабского искусства меня привлекает колористика, математическая красота узоров, архитектурные приёмы (как? как они умудрялись присобачивать двумерный орнамент на купола?) и мастерство обработки материалов. Ислам не интересует от слова совсем, как любая религия, где женщина - человек второго сорта. Тем не менее, именно ислам становится фильтром для книжек.
Вот читаю я “
The villas and riads of Morocco”. (Сразу поясню: риад - это особняк зажиточного семейства; изучать Морокко по риадам - всё равно как изучать Россию по поместьям.) Картинки умопомрачительно красивые: каждый риад - как разлом аметистовой друзы. Снаружи стены глиняные безликие плоские ничем не примечательны; зато внутренний дворик-сад облицован яркой плиткой геометрическими узорами и утопает в зелени и тени.
Всё хорошо и увлекательно, вот только книжка не упускает случая подчеркнуть, что в идеальной исламской общине женщина из дома не выходит. Точнее, выходит два раза: один раз замуж, второй раз на кладбище. В культуре чётко разграничено, что показывают на публику, а что держат за закрытыми дверями. Общественное - прорегатива мужчин, женщине там не место. И ни разу, нигде в книге не говорится “так было в прошлом, но сейчас-то мы понимаем, что дискриминация - это не ок, и женщины вправе принимать решения наравне с мужчинами”. О нет, книга явно воспевает исламские идеалы.
Знаете, мне пофиг, что это культурные традиции. Рабство тоже когда-то было нормой, это не значит, что рабство приемлемо. Оставьте средневековые замашки в средневековье. Но, поскольку я сильно сомневаюсь, что в Морокко им там оставили, мне книжка посылает очень конкретный сигнал: арабское искусство в Морокко лучше изучать по картинкам, а ехать туда не надо. Никакая красота того не стоит.
Немножко получше обстоят дела в книжке “
Treasures of Islam: Artistic glories of the Muslim world”. Там речь главным образом о династиях, которые сами по себе меня мало интересуют, зато служат хорошим опознавательным знаком для эпох и стилей. Теперь для меня Омейяды - это у которых золотая мозаика, Фатимиды - где блюда с золотисто-бронзовым узором, Османская империя - где керамика с лазурно-зелёно-томатным растительным орнаментом и т.д.. Сельжуки были мастера управления цветом. У них в декоре всего два оттенка: голубой и синий, плюс белый и чёрный на подтанцовке; но из-за того, как по-хитрому они используют количество каждого цвета в орнаменте, выглядит, будто оттенков гораздо больше. А мамлюки, которые бывшие рабы-янычары, захватившие власть, отличались ревностным почтением к иерархии, и на любой предмет искусства лепили круглый медальон с воинским рангом хозяина. По таких медальонам творения эпохи мамлюков легко распознавать.
Самой годной оказалась “
Splendors of Islam”, я про неё уже
писала. Там больше всего анекдотов и архитектуры, а ислам - так, фоном.
Сейчас читаю “
Persian Art and Architecture”. Ну как - читаю. Смотрю картинки. До текста глаза просто не доходят. Кому нужен текст, когда уже балдеешь визуально?
(На картинке - Ben Youssef Madrasa, с узором, как на моём
геометрическом одеялке. Картинка
отсюда.)
Взяла ещё книжку про торонтовский музей арабской культуры. Надеюсь узнать, что имел в виду дизайнер, когда проектировал сады на входе. Я видела сады Альгамбры и Альказара. Для арабов сады были воплощением рая на земле. А возле музея какое-то недоразумение, ни тени, ни прохлады. Может, там хоть история имеется?