Война меняет то, как мы видим искусство. На днях в Арт-Галерее Онтарио я поймала себя на том, что моё внимание притягивают не те же объекты, что обычно.
Например, картина, на которой нарисованы три двери. Вот так, три двери, и всё. Дверь - это символ перехода, смены пространства, новой возможности. Больше на картине нет никаких зацепок. Неясно, который час, какое время года, в какой стране. И, знаете, для меня она действительно полна символизма.
Из работ в той же линейке картин Kim Ondaatje (это имя художницы) соседнее полотно открывает дверь в спальню. А может, в ванную, занавесочка весёленькая. По сравнению со стерильностью картины с тремя дверями эта прямо искрится красками. Но на деле деталей минимум. Минимализм я люблю. Он - инструмент элегантности.
Я надолго задержалась на выставке “RED IS BEAUTIFUL” с творчеством Роберта Холля. (Могу переврать фамилию - по-английски он Robert Houle.) Я и раньше туда заскакивала - слишком уж притягателен дико-красный коридор на входе - но тут же выскакивала обратно, заскучав. Какая-то мазня в стиле “Алинке дали краски”, перемешанная с иглами динозавра. Без контекста не поймёшь, надо читать таблички, лень.
А тут у меня хватило-таки фокуса на некоторые таблички. Многое стало понятным. Художник был индейских кровей, учился в резидентной школе - канадцы знают, что это такое. Для тех, кто не знает, расскажу вкратце: у родителей индейских племён отбирали детей и отправляли учиться в христианские школы, где учили в том числе палкой по голове. Посещение было обязательным вплоть до 1947 года. В 2021 был (и продолжается) скандал: при каждой такой школе обнаружили массовые захоронения детей и подростков.
И вот, в свете одной только этой информации, выставка заиграла совершенно другими красками. Меня особенно потрясли две инсталляции - шесть прямоугольников разных оттенков красного и околокрасного, каждый символизирует одну из индейских народностей. И синий сплошняком внизу, словно парта, за которой они сидят.
А вторая - это полотно-памятник народностям, которых больше нет. На памятниках принято выбивать имена тех, кто лежит в могиле. На этом надгробии имена тоже написаны. Но их едва видно. Он них не говорят, о них не помнят или стараются забыть. Меня восхищает, как художник сумел передать эту завесу забвения.
Я, кстати говоря, в АГО теперь каждую вторую среду хожу вечером, когда бесплатно. Если кто из торонтовцев хочет присоединиться в следующий раз - пишите в личку. Я оптимистично считаю, что следующего раза мы дождёмся.