Лучший хаос на неделе или курс по истории от Khan Academy

Jul 30, 2021 15:22

Так вот, искала я, чем бы таким увлечься, чтобы поднять настроение и себя с постели по утрам. Прочитала у кого-то статью про Агнес Сорель, любовницу Карла VII. И подумала: а не нырнуть ли в историю? А нырнуть! И пошла смотреть, что у Khan Academy есть в плане курсов.

С Khan Academy у меня разное бывало. Математика разочаровала, физика идет со скрипом, биология зашла на ура, геологии вкусно, но мало. Так вот, история там обалденная.

Она начинается ТЕД-роликом от нигерийской писательницы, которая наглядно и на примере объясняет, почему важны разные взгляды на одну и ту же ситуацию, разные описания одного и того же феномена, много сказок вместо одной. Это для меня увязывается с тем, что я называю “десятиной на хаос”: когда узнаешь разное и странное, расширяя кругозор, получая многогранную картину мира - и больше кусочков мозаики для решения жизненных задач.

Об этом, кстати, говорит и курс. Ведущие с самого начала делают акцент на том, что хотят сделать историю полезной для решения вопросов, с которыми сталкивается обычный человек нашего времени. На историю смотрят через так называемые призмы (frames): с точки зрения образования сообществ, с точки зрения производства и распределения товаров, с точки зрения торговых связей. Это мне напомнило “ Съедобную историю человечества”, где вся история подавалась через призму еды. Призма помогает сделать историю более удобоворимой и интересной, а различные призмы освещают различные аспекты истории.

В моем случае самые яркие озарения дал взгляд с точки возникновения сообществ. Сначала были собиратели, потом некоторые собиратели освоили искусство жать и сеять (а некоторые так и продолжали собирать). Я и раньше знала, что оседлый образ жизни имел ряд недостатков - хуже питание, меньше свободного времени, больше болезней - и вряд ли был освоен обдуманно и намеренно.

Курс высветил для меня особенности следующей ступени развития аграрных сообществ - государства. Во-первых, он объяснил, почему государственные структуры вообще возникали. В оседлых сообществах люди заводили больше детей (в кочевом режиме погодков за собой не потаскаешь). Больше детей - больше людей - больше населения. При этом не всем жителям надо было заниматься добыванием еды. В этом вся фишка оседлых поселений - там возможна специализация. Возникают ремесла, появляются вояки и священнослужители. Все это дело надо координировать, и чем больше людей, тем координация сложнее. Но изначальной и главной целью этой координации всегда являлось одно и тоже - чтобы у всех была еда. Если в государстве есть голодные люди без крыши над головой, это - признак государства, которое не справляется со своими обязанностями. Я бы сказала, такие вещи очень полезно понимать в наше время. И здорово, когда они объяснены простыми словами.

Кроме того, курс показывает, что управленческие структуры, основанные на принуждении (какими в большей части являются государства, выросшие из аграрных сообществ и обычно именуемые цивилизациями) - не единственный вариант. Существовали другие способы жить и процветать, не основанные на пашне: кочевники держали стада, рыбаки питались от моря и так далее.

Особенно меня позабавил разбор, что на самом деле такое “варвары”. Обычно считается, что варвары - это такие дикари, не понимающие благ цивилизации и культуры. Но если внимательно посмотреть, варварами в “цивилизованном государстве” называли тех людей, которых государство не могло контролировать. К примеру, горные кланы - иди, воюй их, удачи.

И возникает вопрос: а точно ли варвары не понимали благ цивилизации? Или наоборот - они слишком хорошо видели ее недостатки (тяжелая работа, плохое питание, болезни, угнетение и принудиловка) и старались держаться от нее подальше?

Пока что я дошла только до третьей эры (всего их семь), но уже получила много удовольствия. Буду дальше просвещаться и описывать впечатления. А пока - вот вам тот самый ТЕД-ток, про истории.

image Click to view

сетевое, history

Previous post Next post
Up