The Endless

Nov 09, 2020 15:42

Ужас - это когда ты взаперти в заброшенном доме и знаешь, что по том же доме бродит кровожадный монстр.
Кошмар - та же ситуация, но ты осознаешь, что монстр - это ты.
(Из рекомендаций к подготовке игровых сценариев в методичке “World of Darkness”)

Я не люблю ужастики. Кровища, безнадега, зубастые челюсти, насилие ради насилия, нечеловеческие организмы… разнервировать меня этим можно, а радости я не получу никакой.

Я люблю кошмарики. Когда кровищи хорошо если капелька на кроссовке, из нечеловеческих организмов только тьма на картине художницы, а чудовищная хватка передается тем, что люди предпочитают наложить на себя руки, чтобы ей не подвергаться. И, самое главное, основную жуть нагоняет не неведомое зло. А тот мир, в котором мы живем каждый день.

Про фильм “The Endless” Витька мне рассказал, когда мы гуляли в Windy Ridge Conservation area. Очень подходящее место для таких вступлений: вокруг ни души, свистит ветер, шелестят голые ветви деревьев и усохшие полевые травы. На столике для пикника ярким пятном алеет брошенная детская машинка.

- Фильм про двух братьев, которые вырвались из секты самоубийц, - рассказывает Витька. - Один брат был постарше, он их и вытащил. Второй брат, помоложе, скорее помнит тех людей как коммуну, живущую в лесу. А у братьев после секты жизнь была, прямо скажем, не слишком сладкая. В современной-то Америке, где ментальные проблемы не признаются врачами, но быстро становятся непреодолимой преградой при приеме на работу! Братья подрабатывают уборщикам и питаются дошираком. И тут им приходит весточка от секты, которую они покинули десять лет назад. Братья думали, что сектанты давно того, самоубились. Оказывается - нет. Младший брат начинает проситься съездить к ним в гости, вспоминая, какая вкусная там была еда, как рыбачили хорошо, какая отличная была жизнь вообще. Старший брат, скрепя сердце, соглашается…

На этом месте я заявила “Продано!” и согласилась смотреть. Всем, кто со мной согласен, сигналю прервать чтение и возвращаться после просмотра. Дальше будут спойлеры.

Спойлеры!

Первая половина фильма выкладывает фундамент для второй. Приветливые улыбки участников секты(?), отдых на природе, возвращение в годы молодые сладкие и постепенное наращивание ощущения, что что-то в датском королевстве сильно не так. Ночное небо какбэ подсказка.

Во второй половине начинается драма и объяснения для зрителя, во что тут вляпываются. Старший брат настаивает, что пора делать отсюда лыжи, пока братья не вляпались сами. Так начинается лучшая сцена фильма.

Да, признает младший брат, ты оказался прав в своих подозрениях. Да, самоубийцы. Да, день сурка. Но я хочу остаться.
Хочу заниматься любимым делом вдоволь.
Хочу каждый день есть обильную домашнюю еду.
Хочу продолжить знакомство с девушкой, которая мне понравилась.
А ту жизнь, куда ты, брат, меня тащишь, я ненавижу. Работа уборщиком? Растворимые макароны на ужин? Отсутствие денег и друзей? Разве короткий момент смерти не стоит того, чтобы обо всем этом не заботиться?

И трудно, трудно старшему брату найти возражения. Даже то, что некоторые сурчане предпочитают сами оборвать свою жизнь, чем доставаться тому, что придет за ними, не работает как аргумент. Да, агония. Расскажи мне о том, как во внешнем мире нет агонии. У тех, кому не посчастливилось, кто оказался без близких, без средств, без знакомств в токсичном, насквозь пропитанном предрассудками обществе. Тут хотя бы часть времени живешь в свое удовольствие. Там - выживание круглые сутки.

В этом кошмар фильма, а вовсе не в чудовище.

Немножко по персоналиям.

Интересен “не-лидер” секты Хал. Какой противоречивый персонаж. С одной стороны, изо всех сил нагоняет туману, пытается представить происходящее необъяснимым, хотя по основному гамлетовскому вопросу там все однозначно. В то же время Хал очень старается не врать. Ему очень хочется прилива новых людей в коммуну - но он не пытается заманивать новичков враньем, хотя мог бы. Как по мне, это лучше всего показывает, что в глубине души Хал понимает, как проблемна сделка.

Любопытна Дженнифер, жена Майка. Я сперва подумала, что ее обманули и заманили. Но могло быть и мягче. Дженнифер явилась в коммуну искать Майка, который к этому времени уже застрял. И пусть в основном лагере не знают подробностей про остальные точки, но знают, что эта - сравнительно благополучная. Вот Дженнифер пойдет шарудить по окрестностям в поисках Майка. Найдет его еще. Застрянет вместе с ним. У него точка заведомо хуже. Не будет ли лучше, добрее, человечней уговорить ее остаться здесь?

И, конечно, интересен местечковый Темный Властелин, оно же Чудовище. Почему оно занимается тем, чем занимается?

Явно не потому, что ему нравится заставлять хуманов страдать. Если бы оно хотело страданий - измывалось бы по-другому и с другой частотой.

Скорее похоже, будто чудовище экспериментирует. День сурка у каждого заключенного разной длины. У кого-то секунды, у кого-то часы, у кого-то дни. У основной коммуны - десять лет.

Что Чудовище пытается выяснить? Я этого не знаю (не уверена, что сценаристы сами знают), но спекулирую, что оно тестирует свободу воли. Когда у тебя секунды, события во время сурка будут повторяться почти без вариантов. Когда у тебя часы, вариантов немного больше, но они все еще направлены в одну сторону. А вот когда у тебя месяцы… начинается интересный социальный эксперимент. Ну, для Чудовища интересный.

А “вознесение” в таком случае - ментальная препарация. Немудрено, что ее так боятся.

В общем, мне понравилось. Фильм заставляет переживать и задумываться. Все как я люблю.


фильмы

Previous post Next post
Up