Свежая статья о Минводах и авантюре с объединением города и района в газете "Ставропольский репортер".
Минераловодская власть не посвящает народ в свои глобальные планы, потому что сама не до конца их знает!
Прошел почти месяц с того момента, как была «запущена процедура» объединения города Минеральные Воды и Минераловодского района в единый городской округ. Мы уже рассказывали читателям, что эта беспрецедентная для Ставропольского края административная реформа на самом деле проходит наспех, не просчитана экономически, что последствия данной реорганизации неизвестны. У инициаторов «слияния и поглощения» - врио главы администрации Минвод Перцева и краевого депутата Ширинова - нет никаких конкретных цифр и экономических доводов, по которым будет идти управленческая перестройка. И вот прошел почти месяц, а «вменяемых аргументов» так и не родилось.
ВРАНЬЕ ВО БЛАГО?
Апологеты объединения говорят о реформе, как о простом возврате к управленческой схеме 2001 года. На самом деле схема полярно другая, а все рассказы о полноценном возврате - полная чушь. Тогда существовал единый Минераловодский район с райцентром в г. Минеральные Воды. В нынешней же схеме - район будет ликвидирован, как административно-территориальная единица и войдет в состав города. Это повлечет массу кардинальных отличий от того варианта, который был в 2001-м. Начиная с того, что жители поселений административно станут жителями городского округа. Сами поселения лишатся собственных бюджетов, административной и финансовой самостоятельности. Селяне могут лишиться сельских льгот, поскольку формально у Минфина не будет никаких причин считать их жителями села. Сократятся объемы субсидий и дотаций и еще много чего. То, что пишет заказная пресса по наводке авторов перестройки о сохранении льгот - типичная агитация, за которую никто впоследствии не понесет никакой ответственности.
Наконец, впервые за многотрудную историю 131-го ФЗ «О местном самоуправлении» слияние и поглощение пойдет по явно деструктивному, иррациональному принципу - когда меньшее поглощает большее. В нашем случае город Минеральные Воды с бюджетом 160 миллионов и территорией в 52 квадратных километра поглощает район с бюджетом в три миллиарда и площадью в полторы тысячи квадратных километров.
Зачем? Идея втиснуть большее в меньшее так же непонятна, как и желание ехать задом или надевать штаны через голову…
НАРОД РЕФОРМУ НЕ ПРОСИЛ
Отдельной темой стало очень странное информационное сопровождение административной реформы - население оказалось практически изолированно от честной и достоверной информации.
Примечательно, что накануне принятия решения об упразднении Минераловодского района и образовании городского округа в Минеральных Водах произошли два громких убийства и массовые народные волнения. В свете этих событий местные и краевые чиновники провели множество публичных встреч с жителями Минеральных Вод. Наряду с проблемами безопасности народ поднимал самые разные темы - здравоохранение, коммуналка, санитарное состояние города. Но ни разу, ни на одной из этих встреч, никто не попросил власть, чтобы та взяла и ликвидировала Минераловодский район! Данная тема вообще не затрагивалась - ни администрацией, ни жителями. И это притом, что представители краевого и районного руководства на тот момент сто в гору знали о грядущей реформе. У них была отличная возможность широко проинформировать население об упразднении Минераловодского района и создании округа. Однако все столоначальники молчали как палестинские партизаны.
Теперь, глядя на ту поспешность, с которой начали скрещивать город и район, понятно, что информацию о «большом переделе» скрывали и замалчивали намеренно. Почему? В темных делах широкое обсуждение только мешает. Информацию нужно было выдать дозировано, а главное неожиданно, как данность и не оставить жителям времени для размышлений и возражений. Это называется «не светить» планы и не будоражить народ.
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ БЕЗ ЖИТЕЛЕЙ
Как подтверждение тому - публичные слушания, которые прошли 10 и 23 марта в Минеральных Водах, и о которых город просто ничего не знал. Как это уже принято в Минводах, мероприятия не были должным образом анонсированы и имели исключительно формальное содержание.
На городском собрании «толпу» горожан представляли всего семь человек традиционно из числа квартальных активистов. Остальной «народ» изображали депутаты, работники администрации и члены комиссии. Вопросов у «горожан», естественно, почти не было. Однако отсутствие всякого информационного обеспечения административной реформы задело даже лояльных представителей квартальных комитетов. Они заявили, что власть не занимается информированием населения об общественных мероприятиях связанных с объединением. «Средства массовой информации не доведены до населения, вы прекрасно знаете, что сейчас вообще не выписываются газеты! Некоторые что-то узнают от квартальных, при условии, что те нормально работают. Нет у нас местных СМИ, доходящих до людей!» - сказали активисты.
А на публичных слушаниях для жителей района, которые прошли 23 марта, вообще приключился настоящий казус. Оказывается, по словам председателя совета Светланы Гуловой, в результате реформы Минераловодский район ликвидирован не будет! «Он будет оставлен, как административное деление» - сказала чиновница. При этом в тексте проекта закона четко сказано: «В наименовании «Минераловодский район» заменить словами «Минераловодский округ». «Не надо иллюзий, Минераловодского района, как административной единицы не будет», - поправил коллегу первый замглавы администрации района Вадим Малых. Но председатель Совета Гулова уверенно ответила: «Будет!» Вот и гадай после этого, толи людей намеренно вводят в заблуждение, толи исполнители реформы, уже сами не понимают, что именно они создают.
Однако, момент весьма показательный. Реформа идет настолько быстро, что местные чиновники попросту не успевают изучать документы. А в случае с Гуловой - так вообще понять суть вещей. Ну, и на традиционный вопрос, во что обойдется районному и краевому бюджету эта реорганизация, та же Светлана Гулова честно ответила, что «еще не считали…»
ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ
За последнее время в СМИ и соцсетях появилось несколько версий о том, для чего на самом деле затеяна столь поспешная административная перестройка - от передела варягами местного малого бизнеса до шкурных интересов крупных инвесторов.
Добавим к этому создание твердой губернаторской вертикали. Во-первых, в результате объединения произойдет полная централизация власти на местном уровне - в муниципалитете будет один глава. Во-вторых, этот глава будет являться краевым назначенцем что, укрепляет власть губернатора, но лишает 140 тысяч жителей города и района возможности сделать собственный выбор. В-третьих, этот человек уже давно известен - возглавит новое муниципальное объединение нынешний врио главы администрации Минвод Сергей Перцев. Отныне кадровая политика, админресурс и бюджет будут сосредоточены в руках данного чиновника.
Дальше начинается акт номер два. Кто такой Перцев? Для Минеральных Вод - это варяг, в лучшем случае известный горожанам, как негласный «силовик» в бригаде пятигорского мэра Травнева. Кому-то Перцев знаком, как человек с топором, который производил силовой захват Лермонтовской мэрии. Но ни один обыватель Минвод не знает никакого такого «политика Перцева» или «хозяйственника Перцева»! Можно было бы предположить, что в этих качествах он должен состояться на посту главы минераловодского новообразования. Однако местные политологи уже предположили другое. На новом посту г-н Перцев будет заниматься как раз привычной для себя работой - переделом собственности и перераспределением бизнес-преференций. Тут можете быть спокойны - поле для «рэкета» здесь колоссальное. В Минераловодской думе и в райсовете депутатов-бессеребренников - единицы. Все являются директорами, руководителями различных структур, или владельцами бизнеса. Не говоря о руководителях районных и городских кабинетов. Именно эти люди в результате реформы слетят с постов и уже не смогут эффективно защищать свой бизнес.
Как раз с такой категорией предпринимателей и привык «работать» бывший шеф силового блока пятигорского мэра г-н Перцев.
ВНЕ ИГРЫ
В итоге на вопрос, почему население оказалось фактически изолировано от процесса, можно ответить классическим - деньги любят тишину.
Отсюда и весьма тенденциозное освещение местной реформы - по теме объединения или хорошо или ничего. «Покойником» в данном случае выступает Минераловодский район, который, как уже было сказано, подлежит полной ликвидации. А если серьезно, то тем, кто снимет сливки с этого «проекта», такое «информационное средневековье» очень удобно - чем меньше население будет знать, и разбираться в сути вещей, тем легче манипулировать процессом.
Итак, на измученной экспериментами Минераловодчине снова идут эпохальные опыты. Пятнадцать сельсоветов переходят под юрисдикцию городского округа. В тридцать раз (!) увеличивается территория города Минводы. Ликвидируется огромный муниципалитет - Минераловодский район. Бюджет, налоговая база, статус селян и еще много чего - не определено и попросту не просчитано. Власть и население идут в будущее с крепко завязанными глазами. Между тем главные гарантии раздают вчерашние «разводилы» и депутаты с криминальным прошлым.
Перечислять, что в этой истории не так, можно еще долго. Но главное, что народ оказался лишен возможности не просто влиять на происходящее, а по большому счету - знать что происходит. Народ, на шкуре которого уже поставили кучу жестоких опытов, снова был технично отстранен от участия в процессе. Это притом, что расплачиваться за все игры с границами и бюджетами, как всегда придется именно ему.
Михаил Борисов
Газета "Ставропольский репортер" №11 (271) от 24 марта 2015 г.