Простая, изящная и крайне привлекательная теория образования Русского государства.

Feb 03, 2007 21:54

Изложена С. А. Кириллиным в статье «Северная основа Русского народа» (есть, в частности, во 2 выпуске сборника «Расовый смысл Русской идеи»). На мой взгляд, хоть сейчас можно рекомендовать для популяризации среди русских детей и юношества.
В статье рассмотрен вопрос заселения Севера Русской равнины с расовой и языковой точек зрения. Сразу же отметается заблуждение, что автохтонами здесь являлись уральцы (в частности, финно-угры), а арийцы - более поздние пришельцы. Далее опровергается другое навязанное нам заблуждение, что ариями являются только представители индо-иранской группы. С помощью лингвистического анализа доказывается, что самоназвание «арии» присутствует у большинства индоевропейских народов. Основной смысл данного слова - «благородный, свободный, вождь, знать, выдающийся, лучший».
Затем следует обзор древнейшей истории этих мест, начиная с первых постледниковых тысячелетий - 10-8 до н.э. (термин «наша эра» я, разумеется, употребляю условно). Ледник покинул широту ильменско-волховских земель в 10 тыс. до н.э. Заселение началось в 8 тыс. до н.э. и осуществлялось арийцами из ареалов аренсбургской (Дания и северная Германия) и свидерской (Польша, Белоруссия, Литва) палеокультур. Данный колонизационный поток можно представить как циркумбалтийский, причём расовое качество колонистов на его восточной периферии было более высоким, чем на западной. «Восточникам» была присуща гипердолихокефальность и узкое лицо (типажи, обнаруженные в Оленеостровском могильнике на Онежском озере и в Ладожском канале). «Западники» отличались умеренной долихокефальностью и очень широким лицом.
Финны же появились в исследуемом регионе в 3 тыс. до н.э. Они принадлежали к уральскому расовому типу, сформировавшемуся в Приуралье на стыке европеоидной и монголоидной рас, характеризующемся мезокефальностью, широким и плоским лицом и слабо выступающим носом. По каким-то причинам (численное превосходство или присутствующая на тот момент у них пассионарность - это мои догадки) финны ассимилировали арийцев, переняв во многом их антропологические черты, язык и мифологию.
Но вскоре после этого поглощения, на рубеже 3 и 2 тыс. до н.э. север Русской равнины захлестнула новая волна арийских колонистов, - то были племена шнуровой керамики и боевых топоров, или «фатьяновцы», заселившие территории от Ладоги до Ср. Поволжья и бассейна Камы и Ветлуги. Это была своего рода «первая эпоха викингов» и она носила характер завоевания. Этнически фатьяновцы принадлежали к североевропейской группе арийцев, из которой впоследствии выделились славяне, германцы и балты. Но они вновь были ассимилированы численно превосходящими их финнами к северу от рубежа Двина-Ока, ещё более усилив в последних нордический компонент.
Последняя ариизация данного региона произошла в 7-8 вв. н.э. уже после языкового разделения арийцев на славян и германцев. Время этого разделения - середина 1 тыс. до н.э. Здесь мы подходим к ключевому моменту теории. Представление о том, что славяне изначально, до своей колонизационной деятельности и долгое время после её начала, были единым племенем (антропологически, по языку и культуре) а затем разделились на три ветви (западную, южную и восточную) автор считает ошибочным.
Славяне с самого начала предстают разделёнными на северную и южную ветви - на венедов и склавенов. Первые сначала занимали территорию северной Польши, а в 6-7 вв. продвинулись на запад, захватив у германцев их земли вплоть до Лабы. Склавены изначально обитали в Прикарпатье, а в 6 в. основным направлением их расселения были Балканы и Северное Причерноморье. К венедам принадлежали предки русских, поляков и поморско-полабских славян, к склавенам - все остальные славянские народы.
Далее автор с помощью лингвистических аргументов доказывает, что «венеды» было самоназванием этой группы славян, что не только соседи называли их так. Кроме того, имя «венеды» восходит ко временам общеарийской древности и является социальным термином для обозначения касты воинов.
Ещё один очень важный момент. В 8-10 вв., в эпоху викингов, славяне принимали участие в морских походах вместе со скандинавами. Можно говорить о существовании викингской культуры, общей для славян и скандинавов. Основной археологический признак - общий погребальный обряд. Распространение этого погребального обряда - культуры сопок - свидетельствует о движении с запада - с берегов Балтики, на восток - в будущую Новгородскую землю. В результате этого колонизационного потока в 7-8 вв. викингами, состоящими как из славян, так и из германцев, были заложены основы Русского государства. При этом никакой колонизации с юга - из Среднего Поднепровья - на Север Русской равнины не было. Южнославянские племена, предки современных украинцев, никакого участия в формировании русской нации не принимали. Эта нация сформировалась полностью на североевропейской вендско-скандинавской основе. То же самое касается и Северо-восточной Руси, которая заселялась с северо-запада ильменскими славянами и с запада кривичами. Никакого массированного заселения Суздальской земли в 12-13 вв. из Среднего Поднепровья, о котором пространно повествует, кажется, Ключевский, также не было. Жители этого края на тот момент принадлежали к северному расовому типу, а не к среднеднепровскому динарскому и ничего не имели общего с южанами в языковом отношении. Сторонниками этой теории были, в частности, Тредиаковский и Ломоносов.
А вот Киевская Русь выглядит чрезмерно раздутой большевистским агитпропом, который брал за правило утверждение нацменьшинств за счёт русских.
Эта теория полностью снимает «норманнскую проблему», которая порождена аксиомой о том, что первоначальным местом обитания русских было Среднее Поднепровье. Слово «русь» было изначально обозначением воинской касты викингов, включавшей в себя представителей и славян, и скандинавов. Лишь после оседания этих отрядов на севере Русской равнины оно стало обозначением этноса. Из Новгородской Первой летописи и Повести временных лет в вопросе о призвании варягов приоритет следует отдать первой, поскольку она является непосредственной свидетельницей события. Южный летописец употребляет слово Русь в этническом смысле, которого оно на тот момент ещё не имело. А северный новгородский летописец правильно передаёт его термином «дружина». Ко времени составления Повести временных лет - ко второй половине 11 в. - первоначальное значение слова «русь» стёрлось, а на юге и полностью забылось, что привело его к идентификации с отдельным варяжским этносом. Русью правильно называть войско Олега, пришедшее с севера, состоящее из скандинавов и славян.
Вопреки мнению Белова, высказанного им по той же проблеме, в Ладоге обнаруживаются многочисленные следы культов Тора и Одина.
Имеющиеся данные позволяют с уверенностью говорить о существовании общего вендско-скандинавского викингского эпоса, складывавшегося в колыбели Русского государства - Приильменье и Поволховье, в его первых столицах - Ладоге-Альдейгьоборге и Новгороде-Хольмгарде.
В заключение следует сказать, что данная теория представляется очень изящной и правдивой. Она совпадает с данными генетики, согласно которым русы стоят ближе к шведам, чем к украинцам или «эталонным» славянам - сербам и хорватам. Она кладёт предел всяким евразийским бредням, а также бредням тех, кто, поскребя русских в надежде найти татарина, обломался и теперь желает видеть в нас метисов славян с угро-финнами (http://www.narratif.narod.ru/geno-rus.htm.) Автор заканчивает словами: «…Русь - это не расхристанная византино-евразийская орда, занимающаяся безсмысленным и безпощадным самоистреблением, а викингская дружина, решительно держащая среди льдов и туманов свой трагический и великолепный путь».
Next post
Up