Конечно, не весь Пермский край. В заданный формат невозможно втиснуть даже короткий рассказ об одном месте из тех, в которых я побывал в этом году. Но условия конкурса нужно соблюдать конечно же.
В этом году было много интересных событий. Были поездки по области в рамках проекта "Точки роста", организованного департаментом СМИ. Были экскурсии от радиостанции "Своё радио" по старинным усадьбам и церквям. Но всё-таки, зимняя и летняя поездки в Пермский край занимают особое место. Потому что пермская земля - это моя родина. Родина, где я прожил первые шесть лет своей жизни, и с которой пришлось расстаться, так и не познав её толком, и которую я начинаю обретать вновь спустя сорок с лишним лет.
Февраль 2014 года. Чердынь. Первое русское поселение в Прикамье, столица Перми Великой. Ныне это маленький провинциальный городок - но сохранилось там эхо другой, сгинувшей ныне цивилизации, в кипящем котле которой всё смешалось воедино: и русское христианство, и вогульские идолы и мусульманство... Как и Атлантида, ушла Пермь Великая в небытие, оставив после себя лишь легенды, да названия сёл и городков, самим звучанием своим пронзающих время: Покча, Вильгорт, Бигичи, Искор, Пянтег, Редикор...
А это уже Ныроб. Посёлок недалеко от Чердыни, известный тем, что сюда был сослан боярин Михаил Никитич Романов. Сослал его сюда, фактически на смерть, Борис Годунов, узурпировавший царский венец и избавлявшийся от всех возможных конкурентов. Держали Романова в открытой яме, впроголодь, закованного в цепи общим весом килограммов пятьдесят. Но боярин прожил в яме целый год. Во многом, не только благодаря железному здоровью, но и помощи местных жителей, тайно подкармливающих страдальца. Но потом, как водится, кто-то стуканул, местных поймали, пытали и сослали в другие поселения. А боярин Романов вскоре умер. Считается, не без помощи охранников, которым просто надоело это ныробское сидение.
Но старания Годунова, как известно, не увенчались успехом, царского венца он не сохранил, сняв его с себя вместе с головой, а на престол таки взошёл Романов. Тоже Михаил. Только не Никитич, а Фёдорович - племянник ныробского узника. Жителей Ныроба царь отблагодарил, освободив от налогов навечно и построив в селе красивейшую церковь. А на фото - место, где и находилась та самая яма боярина Романова. Ограда была построена в начале 20-го века в дни празднования 300-летия дома Романовых. Часовня над ямой - современный новодел вместо уничтоженной в революцию. В Чердынском краеведческом музее экспонируются подлинные оковы Михаила Романова.
Июль 2014 года. Вторая поездка в Пермский край. Очень интересная природная достопримечательность - Каменный город. Скальный массив прорезан трещинами, арками, и всё вместе образует как бы улицы и дома.
Давным-давно было в этих местах царство. И была у царя дочь, красивая, но слепая. Призвал царь колдуна и вылечил колдун дочь царскую. Но как только открыла она глаза, всё царство и люди и звери и дома с пожитками - всё обратилось в камень.
Ещё говорят, жил-был на Урале и в Сибири древний таинственный народ - чудь белоглазая. Самоцветы добывали, руду плавили, горя не знали. Но явился в эти земли Ермак и убоялась чудь грядущей власти "белого царя". Вырыли они пещеры, зашли в них, а входы завалили... А их идолища остались на память всем живущим.
Но есть и более прозаическое объяснение этой диковине: древняя река, протекавшая здесь когда-то и изрезавшая камень своими водами. И всё-таки, глядя на эту жуткую то ли черепаху, то ли горгулью как-то невольно начинаешь больше верить древним легендам, а не скучным "естественным причинам".
Кунгур. Сквер воздухоплавания, памятник Никитке-летуну. Хоть и доказано уже, что Никитка Крякутной, который задолго до братьев Монгольфье "надул пузырь дымом вонючим и поганым" и вознёсся в небо - историческая фальсификация, но мечтать-то никто не запретил. Вот и бывший военный лётчик Андрей Вертипрахов в 1995 году уговорил администрацию Кунгура приобрести тепловой воздушный шар с целью устройства в городе воздухоплавательного фестиваля. Сейчас на фестиваль "Небесная ярмарка" съезжаются аэронавты со всей России и из-за рубежа.
Архитектурно-этнографический музей "Хохловка". Что тут рассказывать? Кроме банального "деревянная сказка" и не приходит на ум ничего.
В Соликамске я был в этом году дважды. Зимой проездом в Чердынь и летом, уже специально для осмотра местных достопримечательностей. Но нарушив хронологическую последовательность, я специально завершаю свой рассказ именно этой фотографией, сделанной в феврале по пути в Чердынь, наспех, когда вышел из автобуса размять ноги и тут же кинулся назад за фотоаппаратом.
Внимание моё привлёк тогда, конечно же, великолепный Троицкий собор. Но сейчас в глаза бросилось другое. Даже в провинциальном городке власти расстарались на ледяной городок для детишек. На нашей же центральной площади, которая является лицом города, насколько я в курсе, до конца января будут торговать мясом и прочими сельхозпродуктами. Печально и стыдно, господа!
Вот такие шесть кадров моего 2014 года. Кому мои уральские похождения показались интересными - в моём ЖЖ есть тэг "Пермь".