"О приеме музыкального коллажа (сопоставление стилей с резким, шоковым эффектом) Шнитке впервые услышал от сотоварища, эстонца Арво Пярта, написавшего «Коллаж на тему BACH» (1964). Родион Щедрин при помощи коллажа дерзнул соединить несоединимое: додекафонию и джаз - во Втором фортепианном концерте (1965), повергнув в изумление Союз композиторов, одинаково шарахавшийся тогда и от того, и от другого. Со словами «Хочу написать нечто неприличное - аккорд соль минор» Альфред Шнитке круто повернул против авангардного течения. И заявил об этом оглушительным, как выстрел, аккордом фортепиано, с которого началась его удивительная, до сих пор заново открываемая Вторая соната для скрипки с фортепиано (1968). В том же году последовало «неприличие» с более приемлемым, юмористическим оттенком - упомянутая «Серенада» для пяти музыкантов, где использовалось «свободомыслие» джазовой импровизации и алеаторная смесь всевозможных полечек, вальсиков, фокстротиков и т. п. (наряду с авангардной серией и сериализмом). Вершиной же становления Шнитке
( ... )
Comments 5
Reply
Reply
Интересно, соль минор… G-moll… наверное, неприлично только в том контексте, что для Шнитке это было слишком тривиально :^)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment