Парк Трубецких (бывший сад Мандельштама) недалеко от главного корпуса МГПИ-МПГУ.
Всем доброго дня, дорогие друзья!
В прошлый раз (
Афоризмы любимых преподавателей. Истфак МГПИ. Часть 1.) я вспоминал о своей учебе на историческом факультете МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ) и поделился афоризмами наших преподавателей. Напомню, что к «афоризмам» мною достаточно условно отнесены не только собственно остроты профессоров и доцентов, но и всевозможные ляпы и оговорки, а также свидетельства нестандартного мышления. Поскольку не всем понятны и памятны реалии первой половины 80-х годов, различные исторические отсылки, мало кто, кроме нас, выпускников, знает особенности институтского и факультетского быта, пришлось в квадратных скобках сделать небольшие пояснения, а в ряде случаев написать выделенные курсивом полноценные примечания (сноски) со сквозной нумерацией. Самые «топовые фразы» выделены полужирным курсивом. Сегодня завершение этого юмористического поста...
Клавдия Гавриловна Матвеева (ее лекции и семинары по педагогике пользовались бешеной популярностью как раз из-за невероятных «афоризмов»; это завершение целого раздела из прошлого поста, а потому даю продолжающуюся нумерацию)
89. Греки были не дураки. Скульптуры Фидия и Мирона до сих пор украшают наши скверы и бульвары.
90. Не вопросы, а слоны какие-то.
91. Он не немножко, он множко близорукий.
92. На урок она опоздала, так как трамвай где-то заштопорился.
93. Вот на этой странице нарисуйте мне всех учащихся группы.
94. Сбор макулатуры в фонд находящихся в застенках.
95. За каникулы разжирели, на стульях не помещаются.
96. Кто-то гудит, вы его приведите в порядок.
97. Логика вашего ответа совершенно права.
98. Иру я сегодня буду пытать до конца. [На семинаре.]
99. Насчет университетов - тут я не буду дискутировать, это не мое дело собачье.
100. А девочек-то тогда вообще не было, в Средние века. [Об отсутствии женских школ.]
101. Вы что, все вдрызг забыли?
102. Не поднимайте себя!
103. Вы не думаете, что говорите непродуманно?
104. В аудитории грязно - ее надо проветрить.
105. Господствующей идеологией в тот период было крестьянство, а господствующим классом - латинский язык.
106. Хоть ваши и мысли и задние, зато очень ценные.
107. Сегодня на дворе у нас второй декабрь. А на завтра нам обещают минус, минус, минус.
108. Такие знания будут развивать ум ребенка, если ум работает.
109. Положение в умах ребят лучше, чем в умах родителей.
110. Это учебное заведение лучше всего материального освещено. [Оснащено.]
111. У этой студентки весь анализ на простыне. [Простыня - здесь: большой ватман со схемами или таблицами. Но получилось ровно то, что получилось...]
112. Все мы люди и все мы разные: сегодня мы встали с одной ноги, а завтра - с другой.
113. Ученик выйдет к доске - и тру-ру-ру-ру-ру! - все ответил… садись, пятерочка тебе!
114. Черемушки - это очень симпатичненько и нежненько звучит. И вот теперь Черемушкинский район переименовали в Черемушкинский район! [15]
[15] Подразумевается Черемушкинский район, один из трех десятков районов Москвы, существовавший с 1969 по 1991 год. После смерти Леонида Ильича Брежнева в конце 1982 года он стал Брежневским (и речь тут как раз об этом!), а в 1988-м ему вернули прежнее название. Нынешний район Черемушки Юго-Западного административного округа занимает лишь небольшую часть старого ЧР.
115. Их заставляли только учить, память убрать.
116. Думать, оказывается, очень интересно.
117. Бюрократизм - это что-то высосанное из пальца, придуманное.
118. Нас собрали и говорили о задаче воспитания, начиная с дошколят и кончая рабочим классом.
119. Была академия [в Древней Греции], там учились такие-то, такие-то,
такие-то.
120. Этические вопросы у них вышли из эксперимента и вошли в расписание.
121. Девочка наверху, которая перелезла отсюда туда, вы мне мешаете.
122. Вот вчера имело место с одним шестилетним в нашей семье. [О внуке.]
123. Какие результаты медицины и психологов?
Эрнст Михайлович Щагин, преподаватель отечественной истории XX века [1]
1. Проблема стояла и решалась.
2. Создавать, так сказать, конно-машинные станции.
3. Позже была взята линия.
4. Вторая проблема этой же совокупности.
5. Тихой сапой пытался развалить колхозы. [О кулаке.]
6. По проверенному курсу: дальше едешь, тише будешь.
7. Чохом ударяя по кулаку.
8. Линия на то, чтобы перепрыгнуть искусственно.
9. Вот такие бумажные колхозы-гиганты. [О липовых отчетах.]
1о. На благоверную легче всего списать свои собственные издержки. [Об отговорке крестьянина: «Жена не хочет записываться в колхоз».]
11. Что греха таить, мы и впоследствии вот так шарахались.
12. Вот я езжу в свои собственные микровладения. [Про дачу.]
13. Эпидемия, которую подогревали кулаки.
14. Я - полпред Дальнего Востока в нашем институте[2].
[1] Эрнст Михайлович Щагин (1933-2013) - в 1978-1983 гг. декан истфака МГПИ, историк-аграрник.
[2] В 1961-1967 Щагин работал в Хабаровском пединституте.
Кинельм Ефимович Ям, преподаватель диамата и научного атеизма (фактически вел его как историю религий, показывал нам слайды про папу римского, катающегося на лыжах)
1. Отодвинься от нее. Женщина есть зло. [С ехидной улыбкой.]
2. Убери газету. Газета отупляет.
3. Вот я тут курицу купил для тещи… [На лекции достает из дипломата и показывает завернутую в бумагу курицу.]
Вера Ивановна Шпилькова, преподаватель новой истории Востока [1]
1. Точка Го Ишэна бытует в Китае. [Конечно, точка зрения.]
2. Так работа его и называется: «Кара-Мурза. Тайпины». [Автор и название книги «в одном флаконе».]
3. Кара-Мурза? Он русский. А брат его редактирует журнал «Семья в школе». [«Семья и школа».]
4. Через «баба» передается воля Аллаха народным массам. [Речь о бабидских восстаниях в Иране и о бабизме, секте, созданной неким Бабом в 1840-х гг.]
5. Крестьяне платили ленту [ренту] натурой.
6. Начали проводить реформы в жесть [в жизнь].
7. Нет, это не кошмар. Кошмар будет тогда, когда вы будете читать учебник. [О сложных восточных именах в ходе лекции и об учебнике, написанном канцеляритом.]
8. Моя монография 1907 года посвящена этой проблеме [т.е. книга. посвященная 1907 г.]
[1] Вера Ивановна Шпилькова (род. 1923 ) - специалист по истории Турции, профессор. По некоторым данным, в годы Великой Отечественной войны сотрудник СМЕРШ. Но лично у меня о ней остались только добрые воспоминания.
Надеюсь, что и в этой, заключительной части, вы улыбнулись хотя бы один раз или даже засмеялись. Увы, в годы студенчества я далеко не сразу сообразил, что все эти перлы непременно надо фиксировать «для истории», иначе бы их набралось многие сотни, если не тысячи...