Всем доброго дня!
Занесло меня давеча по делам в славный Зеленоград, он же - Зеленоградский административный округ столицы России. Вот так, и город, и округ, все в одном лице.
К пятидесятым годам в Москве, да и во многих других крупных промышленных городах Союза ощущалась острейшая нехватка жилья. Чтобы решить проблему, стали ускоренными темпами возводить дешевое жилье «без излишеств», строить столь любимые нами хрущобы. Но был и другой способ - программа строительства городов-спутников. Только вокруг Москвы предполагалось создать их целый десяток. И вот 3 марта 1958 года правительство приняло постановление о строительстве первого города-спутника Москвы у станции Крюково. Фактически стройка началась в 196о году (первый главный архитектор - И. Е. Рожин). В градостроительных решениях просматриваются элементы концепции города-сада, влияние застройки района Тапиола (в финском Эспоо) и английских новых городов. Предусматривалось применение свободной планировки микрорайонов, застройка преимущественно четырехэтажными домами. Планировалось вывести из Москвы несколько предприятий текстильной промышленности, шарикоподшипниковый и часовой заводы.
Один из образцов города будущего - финская Тапиола (не путать с сырками «Виола»). Взято с viralpics.win.
Но что-то пошло не так... Предприятия переезжать сюда не торопились. Программа строительства городов-спутников вокруг Москвы была свернута, и городок у станции Крюково остался единственным из запланированной десятки. Вроде бы нет худа без добра; в 1962-м строящийся город по инициативе А. И. Шокина, организатора отечественной электронной отрасли, был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники. Изменилась и градостроительная концепция: вместо сплошной четырехэтажной застройки начали возводиться многоэтажки. 15 января 1963 года новый населенный пункт получил имя Зеленоград. А в ноябре 1968-го в дополнение к статусу города он получил статус района Москвы!
Шли годы, грянула перестройка. В 1987-м в состав города включили поселок Крюково с окрестностями. Им надлежало стать площадкой для второй очереди развития города как центра электроники. Увы, «хотели как лучше, получилось как всегда!» (© В. С. Черномырдин). В связи с начавшимся распадом Союза строительство Центра информатики и электроники было прекращено на нулевом цикле, при этом строительство жилья продолжалось. Расчет количества рабочих мест в промзонах Старого города никак не предполагал появление Нового города. С тех пор и по сей день значительная часть зеленоградцев вынуждена ежедневно пересекать границу Старого и Нового города или выезжать за пределы округа (в первую очередь в Москву, в ее «старые» округа). «Вопреки нашему желанию, город перешагнул за железную дорогу. Несмотря на построенный мостопровод, связь между двумя частями города, старой и новой, слабая. Город разрублен надвое стальной магистралью...» (И. А. Покровский, главный архитектор).
1. Итак, завершив свои дела в офисе, я отправился изучать город-округ... В скверике у станции «Крюково» - памятник бойцам Советской армии, павшим 6 декабря 1941 года. Они остановили нацистские полчища на самых подступах к Москве.
2. Маленький вокзальчик станции «Крюково»... Дальше перехожу по подземному переходу под железнодорожным полотном, сажусь на автобус и еду в центр города-округа. Автобус проносится по улице с оптимистическим названием Солнечная аллея, потом по Центральному проспекту. Пересекает речку Сходня...
3. Моя остановка. По-старому - «Горсовет», по-новому - «Префектура ЗелАО». Пространство вокруг префектуры - один из двух центров Старого города.
4. К юбилею Победы здесь, как и по всей стране, готовились. Но оказалось - не до парадов.
5. Москва гордится лучшими зеленоградцами.
6. Когда-то такие здания воспринимались как весточка из будущего. Но и сейчас, на мой взгляд, они выглядят получше, чем типовые райкомовские/исполкомовские «палаты».
7. Культурный центр «Зеленоград» затих в ожидании золотой осени.
8. И вправду, как жить без планов на будущее? Как сказал бы царь Соломон, живи он в наше время, «все пандемии проходят».
9. И у коммерсантов все еще впереди. Вот реконструируются - и заживем как боги на Олимпе. Скидки, акции...
10. «Под небом голубым есть город золотой...» Машин, говорите, много? Бензин, шум, дым. Погодите, будет и на нашей улице «Тесла»... Спускаюсь по лестнице (той, что на фото в начале поста).
11. А дальше каскадами уходят вниз искусственные водоемчики, в них плещется детвора, рядом прогуливаются взрослые.
12. А на Большом Городском пруду, он же Ангстрем, и вовсе красота, завидуй, Америка-Европа! Расположен этот электронный пруд в пойме реки Сходня.
13. Вот только кафе-рестораны-чайханы пока что закрыты (как вон там, за мостом). Но разве нашего человека это когда-то останавливало? Сумку набьем, и - в лес или к воде.
14. Возвращаюсь снова в парк - это парк имени 40-летия Победы. Здесь в 2003 году установлен бюст-памятник маршалу К. К. Рокоссовскому. Скульптор Е. Морозов изобразил его не в шинели, а в кожаном пальто с петлицами. Под командованием Рокоссовского войска 16-й армии защитили столицу, остановили врага и перешли в контрнаступление.
15. Двигаюсь вверх по Центральному проспекту в сторону площади Юности. По бокам - типовая зеленоградская многоэтажная застройка.
16. И типовые зеленоградские автобусные остановки... Напоминаю жителям других округов: все московские карты, «Тройки» и пр. здесь действуют! Интересно, что именно Зеленоград стал первым городом в России (2001), где в порядке эксперимента на наземном общественном транспорте ( автобусный маршрут № 16) была введена «Автоматизированная система контроля проезда» (АСКП). На входе в салон поставили турникет и валидатор - и зашагала система по стране. Теперь же от турникетов отказываемся.
17. Можно ненадолго скрыться от изнуряющей жары и передвигаться вдоль проспекта по уютным зеленым аллеям.
18. На качельках покачаться, если вы душою не вышли из юношеского/девичьего возраста.
19. И вот перед нами площадь Юности, созданная в 1972 году, второй центр Старого города.
20. Самое тут примечательное - фонтанчики, в которых плещутся и стар, и млад.
21. И вправду, граждане, лето у нас короткое, коварное, вдруг не скоро еще придется порезвиться. Да, а масочный режим? Неужели позабыли?!
22. Здание бывшего кинотеатра «Электрон» преобразуется в культурно-досуговый центр. Хочется верить, что как минимум будет не хуже, чем прежде...
24. Памятник первостроителям Зеленограда, открытый в 2008 году (к 50-летию города). Авторы - скульптор В. Козлов и архитектор Л. Сулим. На левой стороне монумента надпись: «Строителям, зодчим, ученым. Первым пришедшим сюда».
25. Напоминание о том, в каком из районов города-округа мы находимся. Всего в ЗелАО их пять: Матушкино, Савелки, Старое Крюково, Силино, Крюково. Они включают в себя 22 жилых микрорайона (один строится, один в проекте), пять промышленных и две коммунальные зоны, Зеленоградский лесопарк и несколько отдельных населенных пунктов. Большая часть почтовых адресов в Зеленограде не содержит названий улиц или площадей. Нужный дом определяется по номеру корпуса, в котором первые одна или две цифры обозначают номер микрорайона, например, корпус 1106.
26. Времени у меня было в обрез, и я решил возвращаться в Москву. (В ответ на вопрос «Доеду ли отсюда до Москвы»? зеленоградцы не смотрят на тебя как на клинического идиота, отчетливо осознавая, что собственно Москва пока еще внутри МКАДа.) Комфортную электричку с Ленинградского вокзала я опробовал по пути в ЗелАО. Теперь же на Центральном проспекте у бывшего магазина «Океан» сел на автобус 400э, который очень скоро подкатил к притихшему международному автовокзалу «Северные ворота», что у станции метро «Ховрино». Не грусти, вокзал, будет и на твоих направлениях трафик!
Из плюсов города-округа хотел бы отметить значительное количество зеленых зон, мест для отдыха и досуга, развитую сферу торговли и услуг, более низкую, насколько мне известно, стоимость жилья. Народ здесь хорошо образованный, воспитанный и в целом доброжелательный. Из минусов - отсутствие внутригородского электротранспорта (хотя автобусы в общем-то свою задачу выполняют), разорванность города железной дорогой на Старый и Новый, явную нехватку рабочих мест, из-за чего тысячи горожан ежедневно отправляются в Большую/Старую Москву на машинах, автобусах и электричках Октябрьской дороги. Насчет социальной сферы, образования и медицины мне судить трудно, это предмет отдельного изучения. Возможно, дойдут руки и до такого репортажа...
Такие дела... А в каких городах-спутниках удалось побывать вам?