Предвзятость кинокритика

Jun 26, 2023 15:07

«Мир фантастики» вспомнил, что 41 год назад в прокат вышло «Нечто» Джона Карпентера и с треском провалилось. Как вообще могла провалиться лента, которая сейчас входит в любой топ-10 лучших научно-фантастических фильмов и зачастую в топ-10 лучших фильмов ужасов? (В моём личном списке НФ-фильмов она бы поделила 1-3 места с «Космической одиссеей» и «Вспомнить всё».)

Штука в том, что в начале 80-х годов в Америке узнать о содержании фильмов, которые идут в кинотеатрах, можно было только из афиш, из рекламных трейлеров, крутившихся перед показом других фильмов в тех же кинотеатрах, и - чрезвычайно важный источник - от кинокритиков. Так вот, кинокритики буквально разнесли «Нечто» в пух и прах.

Вот что написал в своей рецензии в 1982 году самый популярный кинокритик в США Роджер Эберт:
«Нечто» - это большое кино, которое нужно смотреть с блевотным пакетом. Ладно, но есть ли в этом толк? Фильм разочаровал меня по двум причинам: поверхностные персонажи и неправдоподобное поведение учёных на обледенелой базе. Персонажи никогда не были сильной стороной Карпентера. Он говорит, что любит, когда его фильмы вызывают глубокии эмоции у зрителя, но, кажется, ему больше понравится, если мы подпрыгнем на 15 сантиметров в кресле, чем погрузимся в характеры персонажей.

Эберт пишет это про режиссёра и сценариста, который, напомню, до этого уже создал культовых персонажей Майкла Майерса («Хэллоуин») и Снейка Плискена («Побег из Нью-Йорка»). Критик откровенно необъективен - это причина, по которой я отношусь к Эберту с некоторым презрением. Но читаем дальше:
«Нечто» представлят собой шоу для гиков, это мерзкое (gross-out) кино, при просморе которого подросткам придётся запставлять себя смотреть на экран.
(Не забываем, что в 1982 году «гик» было ругательным словом, обозначавшим маниакально увлечённого человека, эскаписта.)

А в видеобзоре Эберта 1982 года, сделанном для телеканала, фильм «Нечто» прямо назван «самым отвратительным (most disgusting) фильмом, который когда-либо делался».

Откуда взялась эта предвзятость у критиков?

Во-первых, «Нечто» попало сразу в два гетто: гетто научной фантастики и гетто ужастиков. С точки зрения кинокритики, ничего стоящего не может произойти из этих гетто.
Во-вторых, «Нечто» считалось римейком низкобюджетного ужастика «Нечто из другого мира» 1951 года, в котором чудовищем оказывалось ходячее дерево. Технически это не римейк, а повторная экранизация мощнейшей повести фантаста Джона Кэмпбелла, но тот же Эберт написал в своей рецензии, что «Нечто из другого мира» лучше, чем римейк Карпентера. Короче, ничего стоящего не может выйти из римейка ужастика.
В-третьих, режиссёр до этого снимал только низкобюджетные НФ-фильмы и хорроры, а главный актёр играл исключительно детско-подростковые роли в диснеевских фильмах, преимущественно телевизионных - ничего стоящего не может родиться из такого союза.

У меня возникает убеждение, что многие критики вообще отписались в рецензиях в духе «пастернака не читал, но осуждаю». Зачем тратить драгоценное время критика на самый отвратительный фильм в истории?

Карпентера, кстати, до сих пор часто называют самым недооценённым американским режиссёром. Про режиссёра написаны книги, революционные спецэффекты Роба Боттина изучают в киноинститутах, а из «Нечто», которое отбилось таки и принесло прибыль за счёт видеокассет, выросла целая франшиза с приквелом, комиксами и играми.

Когда я читаю кинокритика, я всегда исхожу из того, что он предвзят.

кино

Previous post Next post
Up