Звездные заболевания и их профилактика

Sep 29, 2008 12:43

В пятницу вечером мне на мобильный позвонил один известный писатель-фантаст. Он предъявил претензии «Миру фантастики», сообщил что «после напечатанного» не видит возможности сотрудничать с журналом и попросил поспособствовать тому, чтобы в «МФ» более не появлялась реклама его произведений. Под «рекламой» писатель имел в виду не только прямую рекламу, то есть те красочные полосы, которые оплачивают издатели и на которых приписано «реклама». Сюда же он отнес интервью, превью кинофильмов, рецензии на книги, статьи об авторских мирах и вообще любые упоминания своего имени - то есть то, что рекламой не является и за что журнал денег не берет.

Разговор продолжался около 40 минут. Писатель понимал, что я больше не главред и от меня можно получить лишь «содействие»: в редакционную политику я не вмешиваюсь. Хотя любое такое «содействие» - это вмешательство. Со мной он разговаривал после звонка главреду.

Из разговора я узнал, что данный автор самолично придумал один популярный в фантастике жанр (я напомнил имена нескольких авторов, которые писали в этом жанре лет за десять до). Кроме того, мне было сообщено, что при упоминании данного писателя в публикациях правильно именовать его по имени и отчеству, а не просто по имени, как это делалось в «МФ». Писатель также предложил, чтобы журнал публично озвучил его новую позицию, касающуюся «сотрудничества».

Этот 40-минутный диалог навел меня на мысль о профессиональом писательском заболевании - «звездной болезни». Действительно, у большинства сколько-нибудь значимых авторов есть ее симптомы. Один из основных симптомов «звездной болезни» - это, конечно, отказ замечать у себя эти симптомы. Но имеются и другие.

Если бы я составлял тест «Как писателю найти у себя звездную болезнь?», то в нем были бы такие вопросы (предполагается, что фамилия тестируемого начинается не с «Л» и не с «П», а тираж одной его книги превышает 20000 экз.):
- одинаково ли вы реагируете на попытки познакомиться с вами, если попытку предпринимает известный человек («общественная личность») или некто неизвестный, да еще и младше 30 лет?
- одинаково ли вы относитесь к интервью, которое берет у вас журналист, не знакомый с вашим творчеством, или некто, читавший «вас всего»?
- отдаете ли вы себе отчет, что из присутствующих на конвенте людей лишь 2-5% читали хоть что-то из ваших произведений?
- а у людей с улицы число тех, кому не знакомы ваши имя-фамилия, составляет в процентах 99 и 9 в периоде?
- осознаете ли вы, что информация о том, что вы писатель-фантаст, не впечатлит рядового прохожего («и что? а я сантехник!»)?
- даете ли понять при общении с людьми, что у вас прямо сейчас есть другие, более важные дела (не важно, есть ли они на самом деле)?
- находите ли вы необходимым давать профессиональные советы более молодым и менее известным коллегам, если эти советы у вас не просят?
- считаете ли вы свое мнение более весомым, чем мнение литературного критика?
- когда вы получали очередную премию, не было ли в вашей благодарственной речи оттенка снисходительности по отношению к организаторам премии и/или аудитории?
- считаете ли вы, что организаторы мероприятия, куда вас пригласили, должны вас как-то выделить из других приглашенных (например, отдельно поблагодарить вас за участие)?
- важно ли вам, на каком месте ваше имя стоит в каком-либо общем неалфавитном списке?
- если вы спорите о значимости своего творчества, является ли для вас «любовь ваших читателей» аргументом ultima ratio, которому оппонент не может ничего противопоставить?
- не стесняетесь ли вы громко задавать вопросы типа «Что люди находят в Толкине?» или произносить суждения вроде «Значимость Льва Толстого как писателя сильно преувеличена»?
- и так далее...

Методы лечения предлагать не стану.

Чтобы не было домыслов, добавлю, что звонившего мне писателя нет в числе моих ЖЖ-френдов, и я не буду комментировать предположения о том, кто это был.

литература

Previous post Next post
Up