Jan 12, 2023 13:35
В «Анне Карениной» Толстой умышленно создаёт забавное допущение. У трёх семей главных действующих лиц - у Левина, у Вронского и у Облонского - дворянские поместья расположены недалеко друг от друга: от одного до другого можно добраться в экипаже засветло. При этом мы знаем, что познакомились они друг с другом или в Москве (Левин / Вронский), или в Твери (Облонский / Вронский), или в неизвестном месте - были «друзьями первой молодости» (Левин / Облонский). Поскольку имение Облонского, по всей видимости, является приданым его супруги Долли, то у читателя нет повода думать, что Левин и Облонский познакомились в юношестве благодаря близости поместий.
Таким образом, близкое расстояние между их поместьями - это случайность. В последней трети романа выяснится, что все три имения находятся не только близко, но в одной губернии: в несуществующей «Кашинской», куда добираться надо маршрутом на юг с Курского вокзала (у Левина имение частично расположено в Кашинской губернии, а частично - в неназванной соседней). Внезапно там же оказывается и поместье второстепенного персонажа Кознышева, который за весь роман становится центром повествования лишь на пару глав, потому что Толстому понадобилось описать губернские дворянские выборы, для чего так подходила «Кашинская» губерния.
В Европейской России (без теперешнего зарубежья) насчитывалось 27 губерний, и статистически имение любого из трёх главных персонажей (не беря Кознышева) могло находиться в любой из них, то есть вероятность того, что все они окажутся в одной губернии составляет 1 к 729 (квадрату 27-ми; могу ошибаться).
Толстой сознательно идёт на ленивое миротворчество, которое позволит одним персонажам легко ездить в гости к другим. Он никак это не поясняет, ибо уверен, что никто не заметит. Никто и не заметил.
литература