Неправильная саранча и массовка с «йеллоуфейсом»

Sep 15, 2022 13:32

Не увидишь - не узнаешь. Смотрю все самые кассовые фильмы Голливуда со времён, когда они стали звуковыми. 4-е место в 1937 году заняла следующая лента.

Китай, начало XX века, глухая сельская местность. Семья простого китайского крестьянина пытается выживать вопреки неурожаям, засухам, долгам, коррумпированным чиновникам и завистливым соседям. Для дорогого костюмного блокбастера построили целый китайский посёлок на голливудской студии, нанята огромная массовка. Сюжетная кульминация - борьба с нашествием саранчи, которую возглавляет главгерой (борьбу, не саранчу). Настоящие стаи саранчи операторы сняли в соседних штатах, где было в то лето всамделишное нашествие (это впечатляет!). Саранчу переигрывают по очкам какими-то сомнительными киношными методами: что-то совместно копают / таскают / поджигают, в результате совместный труд на общую пользу убеждает саранчу улететь восвояси (жаль, в реальности это так не работает). Хэппи-энд, который поясняет, что ничто не спасёт китайского крестьянина от голодной смерти, кроме него самого.

Весь основной актёрский состав и значительная часть второстепенного - это обычные голливудские белые европеоиды. Главного крестьянина-китайца играет обладатель оскара еврей Пол Муни. На роль его жены хотели поставить Анну Мэй Вон, американку с китайскими корнями, но, согласно тогдашнему кодексу благопристойности, в кино нельзя было демонстрировать сексуальную связь между «разными расами» - то есть, раз Муни белый (хоть и играет китайца), то его женой тоже должна быть белая (хоть и играет она китаянку). Поэтому в качестве жены ему назначили немку Луизу Райнер, а после выдали ей оскар за блестящий отыгрыш китаянки.

Актёры с монголоидной внешностью в фильме присутствуют, но большинство, в том числе в массовке - это белые с нанесённым гримом «йеллоуфейс», который преувеличенно сужает глаза и сейчас выглядит крайне комично. Отдельно умиляет то, что нескольких персонажей авторы фильма назвали как бы переведёнными на английский именами, например, Лотос или Кукушка (на манер имён индейцев в вестернах), что дополнительно говорит о том, как они уважают китайскую культуру.

Называется сей опус «Благословенная земля». Как вообще у американских продюсеров в 30-е годы могла возникнуть мысль об эпике про китайскую деревню, где все персонажи - китайцы?

Дело в том, что это экранизация одноимённого романа 1931 года писательницы Пёрл Бак, который был дико популярен у женской половины читающего населения США и принёс ей Пулитцеровскую премию в 1932 году. Но самое прекрасное в том, что через год после выхода фильма Пёрл Бак получила Нобелевскую премию по литературе, по официальной формулировке, «за насыщенные и по-настоящему эпические описания крестьянской жизни в Китае». Бак была дочкой пресвитерианского миссионера, много лет работавшего в Китае. Она родилась в США, провела детство в Китае, получила высшее образование опять в США, а далее преподавала в Китае английский язык и литературу в различных учебных заведениях, связанных с её церковной деноминацией. В 30-е, когда в Китае стало совсем неспокойно, она окончательно вернулась на родину.

Подача китайских общества и культуры в книгах Бак - сродни тому, что имперец Редьярд Киплинг писал об Индии: белая авторка рассуждает с колонизаторской колокольни о том, в чём едва понимает; Киплинг, кстати, тоже отхватил Нобелевскую премию. В коммунистическом Китае творчество Бак было запрещено, а сама она объявлена персоной нон грата. В интернете сложно найти информацию, как китайские читатели относятся к Бак сегодня: вроде, в 2008 году меры в отношении её текстов ослабили, но, кажется, там её и не думают вспоминать. Кстати, исследователи творчества Бак во второй половине XX века пришли к забавному «ревизионистскому» взгляду: теперь её следует чтить не как борца за сытость китайского крестьянина, а как активистку, выступавшую за права женщин (ясно, что в текстах можно вычитать всякое).

А фильм останется впечатляющим памятником расистскому Голливуду. Плёнки, как и рукописи, не горят.

кино, сценарии, литература

Previous post Next post
Up