Кинозритель предпочитал мюзиклы

Sep 09, 2022 12:28

Благодаря спискам самых кассовых фильмов по годам можно выяснить, как менялись предпочтения кинозрителя в течение десятилетий. Я взглянул на топ-10 самых кассовых фильмов США за год, с 1931 по 1980 гг. (итого 500 фильмов).

Так вот, за первенство у зрителя боролись два жанра: мюзиклы и комедии (музыкальные комедии при этом считаются мюзиклами, то есть комедия - это фильм, в котором не поют; извините за не самое серьёзное определение).

По десятилетиям среди самых кассовых фильмов мюзиклы и комедии занимают следующее место:
● 1930-е - мюзиклы 29% / комедии 25%
● 1940-е - мюзиклы 33% / комедии 17%
● 1950-е - мюзиклы 20% / комедии 17%
● 1960-е - мюзиклы 14% / комедии 31%
● 1970-е - мюзиклы 10% / комедии 28%

То есть в 40-е годы каждый третий популярный фильм был мюзиклом, где значительную часть времени герои поют и/или танцуют! Если в наше время какие-нибудь «Чикаго», «Отверженные» или «Ляляленд» вылезают в топ сборов раз в десятилетие, то в ту «Золотую эпоху» мюзиклы штамповались на потоке, а номера из них распевала вся страна. Не удивительно, в отсутствие радиочартов, MTV и iTunes.

Даже в 70-е мюзиклы отъели от пирога 10%, впрочем, во многом благодаря уходу от классической формулы: деньги собирали кинопродукты The Beatles, The Who и «Рокки Хоррор».

Забавно, что внутри жанра мюзикла было много поджанров. Существовали мюзиклы-комедии, мюзиклы-мелодрамы, мюзиклы-биографии, исторические мюзиклы и даже мюзиклы-катастрофы («Сан-Франциско», «В старом Чикаго»).

Что стали смотреть вместо мюзиклов в 60-70-е? Интерес смещается к экшен-приключениям и триллерам / криминальным фильмам. В 80-90-е они съедают значительную часть пирога.

Изучение статистики развеивает некоторые мифы о предпочтениях массового американского потребителя. Например, на протяжении указанных 50 лет в список самых кассовых попали только 26 вестернов и 16 хорроров / НФ (5% и 3% - несущественное количество). Большинство фильмов этих жанров делались с ограниченными бюджетами, для нишевой аудитории. Тем более это касается нуара: среди 500 самых кассовых не нашлось ни одного «настоящего нуара», присутствуют только «Касабланка» и «Иметь и не иметь» (оба относятся к субжанру «военного нуара», который отличается от «настоящего», предполагающего криминальную подоплёку).

С удивлением отметил, что полнометражные мультфильмы за 50 лет пробивались в топ только 7 раз: сейчас-то они стабильно каждый год занимают 2-3 позиции среди самых кассовых. Ещё более нишевые жанры - это документалки (6 фильмов; в основном, широкоэкранки «Синерамы», тогдашнего эрзаца IMAX), иностранные фильмы (3, а именно «Сладкая жизнь», «Ромео и Джульетта» и «Последнее танго в Париже») и порнография (2; порнографы протолкались в широкий американский прокат в начале 70-х годов благодаря несовершенству системы ограничительных рейтингов).

Хотите сравнения с текущим состоянием киносборов? В 2019-м, последнем году до эпидемии, весь топ-10 поделили Disney, Sony, Warner с комиксами, сиквелами, римейками (единственной новой кинофраншизой, если её можно считать таковой, стала «Капитан Марвел»). Не уверен, что предкам бы это понравилось.

кино

Previous post Next post
Up