Aug 02, 2021 17:44
26 ноября 1895 года, в день учреждения Ордена Святого Георгия, царь Николай II записывает в дневнике:
«До выхода обошёл войска и отставных в залах и принял приехавших на праздник георгиевских кавалеров. В 12:00 шествие тронулось - я шёл с Ерни [братом царицы]. После молебствия знамёна и штандарты были отнесены, и мы вернулись в Малахитовую [залу Зимнего дворца]. Только что сели завтракать, пришлось пойти вниз к обеду нижних чинов. Окончивши завтрак, осмотрел новое облегчённое снаряжение германской армии.»
Обед для нижних чинов, награждённых солдатскими георгиевскими крестами, организовывал и меню утверждал министр императорского двора Воронцов-Дашков. В коридорах Иорданского подъезда Зимнего дворца был накрыт праздничный стол на 1149 персон. На обед подали борщ, холодную белугу, жареных судаков, расстегаи с сигом, яблоки, ватрушки с брусничным вареньем. То, что не было съедено за столом, георгиевские кавалеры разобрали по домам в качестве царского гостинца.
В тот же вечер множество участников банкета почувствовали тошноту и острые боли в животе. Некоторые из заболевших скоропостижно скончались дома, некоторые умерли уже в больницах. По данным, которые публикуются сейчас, погибло 63 георгиевских кавалера.
Врачебная комиссия сперва пеняла на водопроводную воду, но в итоге она обнаружила в белуге и судаке «рыбный яд» (видимо, возбудителя ботулизма). Рыба хранилась и готовилась не должным образом. Ситуацию засекретили, информацию о жертвах запретили обнародовать, но она, конечно, дошла до народа. Судя по всему, в халатности никого не обвинили - комиссия лишь посоветовала исключить осетровые из банкетного меню. Ни одного министра императорского двора не пострадало. А царю повезло, что он не любил рыбу.
история,
Николай II