Царский друг

Jul 16, 2021 15:41

И о Распутине. Спрашивают, часто ли он упоминается в дневниках Николая II.

Начать следует с другого персонажа.

26 марта 1901. Вечером виделся с одним замечательным французом Mr. Philippe! Долго разговаривал с ним. Аликс его тоже видела.

Это французский авантюрист Низье Антельм Филипп, гипнотизёр и экстрасенс. Считается, что в царский дворец его привели сёстры Милица и Стана, черногорские княгини; первая была замужем за Петром Николаевичем (троюродным дядей царя), вторая - за герцогом Лейхтенбергским (троюродным дядей царя), а во втором браке (1906) - за Николаем Николаевичем (угадали, тоже троюродным дядей царя). Черногорки были главными адептами оккультизма в императорской фамилии.

9 июля 1901. В 21:30 поехали к Ренелле [декоративный павильон в Петергофе], где собрались Милица, Стана, Николаша [будущий муж Станы], Петюша [муж Милицы] и Юрий. Mr. Philippe был с нами, он сегодня приехал. Слушали его с умилением. Вернулись домой в 24:00.
10 июля 1901. Весь вечер провели в Ренелле, Mr. Philippe говорил и поучал нас. Что за чудные часы!!!
11 июля 1901. Всё наличное семейство приехало и завтракало на Ферме [Фермерский дворец в Петергофе]. В это время «наш друг» сидел у Аликс и разговаривал с нею. Показали ему наших дочек и помолились с ним в спальне!

Далее Филипп фигурирует в дневнике как «наш друг». Оцените степень интимности в отношении проходимца, с которым царь и царица познакомились лишь пару месяцев назад: его допускают к детям и в спальню.

19 июля 1901. Тотчас после обеда поспешили на Знаменку [усадьба Петра Николаевича и Милицы]. Сидели наверху, т. к. Милица себя чувствовала дурно. Весь вечер слушали «нашего друга». Вернулись домой чудной лунной ночью.
20 июля 1901. После обеда поехали на Знаменку и провели последний вечер с «нашим другом». Помолились все вместе.
21 июля 1901. Поехали на Знаменку, провели последний час с «нашим другом». С грустью простились с ним. В 17:00 он уехал в Мон. Нас всех охватило чувство осиротелости!

Очень похоже на религиозную секту, не правда ли? Осенью француз возвращается в Россию.

9 ноября 1901. В 16:00 поехали на Знаменку. Переоделся у Петюши. Провели остаток дня и весь вечер с «нашим другом». Познакомились с его дочерью; её муж тоже был там. Весьма приятно провели время. Я ему достал диплом на звание лекаря из Военно-Медицинской академии. Николаша тотчас заказал ему мундир нашего военного врача.

Вот так: человек без медицинского образования не мог получить диплом врача во Франции, а потому не мог официально вести врачебную практику. Царь подогнал ему липовый диплом, липовое звание - теперь Mr. Philippe сможет практиковать и на родине! Липовый доктор укатил обратно, а царь и царица тоскуют по нему.

2 марта 1902. В 9:00 поехали к обедне в Аничков [дворец] и причастились Св. Тайн. С каким новым, ещё более отрадным чувством мы оба приступили к этому великому таинству, после всего, что произошло в прошлом году, после многих бесед и откровений «нашего друга».

Считается, что Филипп «наколдовал» царице рождение наследника, которого августейшая чета ждала 11 лет, но рождались одни только девочки.

28 марта 1902. В 19:30 поехали к Стане. Снова собрались всемером с «нашим другом». Слушали его за обедом и в продолжение всего вечера до 01:00. И всё бы его слушать и слушать без конца.
29 марта 1902. Около 15:00 приехал «наш друг». Он обошёл все наши комнаты. Сидели с ним в спальне и затем пили чай.
30 марта 1902. Поехали к Николаше. Провели последние минуты до отъезда «нашего друга» в зимнем садике. Расстались с ним с грустью и вернулись домой в 18:00.

В конце августа царица должна была рожать. К этому времени Филипп снова приезжает в Россию.

12 августа 1902. Счастливый день - около 17:00 на «Знаменку» приехал наш друг. Обедали и провели часть вечера на Знаменке в обществе «нашего друга». Что за радость его видеть!
14 августа 1902. Обедали и провели вечер на Знаменке. Заслушивались тем, что говорил «наш друг».

И так почти каждый день они с ним встречались до 18 августа.

18 августа 1902. Тяжёлый день по ниспосланному нам Господом испытанию: дорогая Аликс должна была объявить Мама [вдовствующей императрице] и родственникам о том, что она не беременна. После этого на душе стало легче. Погуляли вдвоём; было очень холодно и серо. Обедали одни и поехали на Знаменку. «Наш друг» говорил чудесно, заставляя забыть про всякое горе!

У царицы случилось редкое психо-физиологическое заболевание - ложная беременность. Она, видимо, под влиянием Филиппа, до августа не допускала до себя врачей. В газетах официально объявили, что у императрицы случился выкидыш, но её здоровью ничего не угрожает (только посвящённые из ближайшего круга царя могли сомневаться в выкидыше на 9-м месяце). Казалось бы, теперь карьера лжедоктора закончится катастрофой?

23 августа 1902. После чаю поехал на велосипеде к «нашему другу». Обедал дома, читал и в 23:00 снова поехал на Знаменку. Провёл там три чудных часа; сердечно сожалел об отсутствии дорогой Аликс.

Нет, Филиппа никто не выгонял взашей, но с того момента с царской семьёй он не встречался. Через два года царица родит сына, и это будет поставлено в заслугу псевдомедицинской магии «нашего друга». Супруги его тепло вспоминали.

20 июля 1905. Вечером узнали горестную весть о кончине Mr. Philippe именно в Ильин день.

В глазах царицы, как мне кажется, Григорий Распутин был чем-то вроде реинкарнации Филиппа: царь и царица познакомятся со старцем через три с половиной месяца после смерти французского экстрасенса.

(Даты - по старому стилю. Время я перевёл в 24-часовую систему, чтобы не пояснять, утром было дело или вечером.)

история, Николай II

Previous post Next post
Up