Пять углов

Sep 18, 2016 13:42



Готические церкви обычно ставились на самых удобных, центральных площадях - они строились для людей, для их ежедневных молитв, направленных на спасение. Искусство барокко привнесло в архитектуру символизм - церковные постройки теперь могли быть не утилитарными. Итальянский архитектор Джованни Бьяджо Сантини возвёл в Чехии абсолютный пример нефункционального церковного здания, полностью наполненного символами и аллюзиями на Святое писание. Церковь выглядит настолько необычно, что искусствоведы даже выделили архитектуру здания в отдельный стиль, назвав его «барочной готикой».



Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого на Зелёной горе
Объект Всемирного наследия №690. Включён во Всемирное наследие в 1994 г.
Чехия, край Высочина, город Ждяр-на-Сазаве.

Сантини родился в Праге в итальянской семье, которая жила в чешском городе уже третье поколение. Начинал он с ремонта старых готических церквей, разрушенных в ходе Тридцатилетней войны - отсюда глубокое понимание готики, хотя творил он в эпоху барокко:


Инициатором создания церкви выступил Вацлав Веймлува, настоятель цистерцианского монастыря в окрестностях города Ждяр, расположенного на берегу Сазавы (приток Влтавы). Вид на цистерцианский монастырь с Зелёной горы, которую аббат избрал местом строительства церкви:


Зелёная гора - высокий холм на противоположном берегу Сазавы от монастыря, в паре километров от центра Ждяра. В XVIII веке холм не попадал в черту города, но церковь должна была быть видна горожанам:


Церковь освящена в честь Яна Непомуцкого, священника, замученного в 1393 году по приказу короля Вацлава IV - лет через сто появилась устная легенда, согласно которой Ян отказался открыть королю исповедь королевы. Мучители Яна сбросили его в воду с моста в Праге, а после пражане обнаружили пять светящихся звёзд над тем местом Влтавы, куда упало тело священника. Отсюда число 5 - основа дизайна церкви, спланированной на пентаграмме и пентагоне. Здесь вы видите два из десяти лучей двойной пентаграммы внешнего забора:


Аббат Вацлав состоял в церковной партии, выступавшей за канонизацию Яна Непомуцкого - она произошла только в 1729 году. При этом планировать сооружение церкви он и зодчий Сантини начали за 10 лет до того, в 1719 году. Аббат рассчитывал, что долгожданная канонизация святого приведёт к паломничеству в новый храм. Аркада клуатра, доминирует белый цвет, символ чистоты:


И аббат Вацлав, и мастер Джованни оба были каббалистами - и позже сдружились на этой почве. Наиболее явное для туриста проявление их мистицизма - это постоянное присутствие «пятёрки» во всех деталях сооружения. Пять входных дверей, над каждой - одна из пяти звёзд Яна Непомуцкого:


Пять ангелов и сфера с пятью звёздами в алтаре:


Пятиконечные «снежинки» и готический свод одной из входных дверей церкви. Шестиконечная звезда в витраже - символ Иисуса, а не святого Яна:


Двойная пентаграмма купола:


Евангелист Матфей восседает в облаках на пятигранном постаменте:


На кафедре изображён эпизод утопления Яна Непомуцкого:


И еще символизм. В здании множество окон, но они имеют строго одну из трёх форм: форму меча, символ мучений, форму языка, символ молчания (Ян Непомуцкий сохранил тайну исповеди), и форму митры - символ святости:


Окно-митра:


Десятиугольный двор клуатра с захоронениями и готическими окнами:


Ждяр-на-Сазаве во Всемирном наследии: http://whc.unesco.org/en/list/690

А такой снимок я бы сделать, к сожалению, не смог:


От Праги до Ждяра - 160 километров. В этот маленький городок с компактным историческим центром и несколькими интересными постройками мы попали в ходе Моравского марша.

Чехия, путешествия, Моравский марш, Всемирное наследие

Previous post Next post
Up