Сегодня я поведаю об уникальном объекте Всемирного наследия - о частном промышленном предприятии, которое уже 105 лет беспрерывно работает в фабричной постройке, спроектированной специально для него. Удивительно, насколько немцы чтут свои индустриальные традиции!
Карл Беншейдт основал компанию «Фагус» в 1910 году и тогда же началось проектирование фабричных корпусов, первые из которых заработали в 1911 году. Имя Беншейдта на одном из фасадов:
Фабрика «Фагус»
Объект ЮНЕСКО №1368. Включён во Всемирное наследие в 2011 г.
Германия, земля Нижняя Саксония, город Альфельд.
Архитектором заводского комплекса был выбран тогда ещё малоизвестный Вальтер Гропиус, впоследствии - один из влиятельных теоретиков модернистского зодчества и создатель знаменитого стиля Баухаус, немецкой ветви функционализма и аналога советского конструктивизма. Здание «Фагуса» - первое в мире строение в этом стиле:
Что же выпускает фабрика семьи Беншейдтов с 1911 года до сегодняшнего дня? Во многих путеводителях её неправильно называют обувной фабрикой. Нет, «Фагус» делает не обувь, а средства производства обуви - обувные колодки!
Колодки, задающие форму ботинка, нужны любой обувной мастерской, но до конца XIX века их изготавливали кустарно. Карл Беншейдт первым понял объём рынка, необходимость стандартизации и массового производства. Почти весь XX век колодки на фабрике делались из дерева, вот из таких заготовок:
Теперь их разрабатывают на компьютере и отливают из особой пластмассы:
Клиентами «Фагуса» являются крупнейшие обувные компании со всего мира. Выяснилось, что я тоже ношу обувь, сшитую на «фагусовских» колодках:
Вернёмся от аспектов производства к архитектуре. Стиль Баухаус постулирует, что назначение здания определяет его архитектуру - главное, чтобы человеку было удобно, а остальное вторично. Заводская столовая:
Инновация Гропиуса состояла в использовании огромных окон для освещения цехов: кажется, из стекла целиком состоят и стены, и крыша. Вот как выглядит крыша над производственным пространством - стеклянные панели составляют почти половину поверхности. Раньше в тёплое время их открывали, обеспечивая качественную вентиляцию, но ныне они закрыты наглухо, ведь в помещении работает кондиционер:
Другое крупное строение комплекса служило для просушки и складирования готовых деревянных колодок. Здесь свет, наоборот, был не нужен, и здание выглядит как бастион с бойницами:
Теперь и колодки стали пластмассовыми (сушить больше нечего), и логистика сделала складские площади бессмысленными. Конечно, здание можно было сдать в аренду, но семья Беншейдтов предпочла открыть его для туристов и сделать музеем фабрики. Перекрытия везде деревянные и с щелями, чтобы сухой воздух свободно циркулировал между этажами:
А теперь о том, что меня более всего поразило в немецкой организации бизнеса. Работница Центра ЮНЕСКО (она же - единственная смотрительница довольно большого музея) дождалась, когда я закончу осмотр основной музейной экспозиции и вызвалась показать мне действующее производство:
Она даже разрешила мне фотографировать, хотя я сразу поинтересовался, не боятся ли они индустриального шпионажа:
В одном из цехов мы встретили нынешнего владельца «Фагуса», праправнука Карла Беншейдта. Он до недавнего времени работал генеральным директором предприятия, но сейчас - на пенсии, хотя фабрику всё ещё регулярно посещает. Я был представлен герру Беншейдту как российский журналист, пожал ему руку и выслушал несколько вежливых и милых слов. Наверное, он был первым хозяином объекта Всемирного наследия, с которым я лично познакомился. Приёмная в директорском офисе:
Фабрика «Фагус» во Всемирном наследии:
http://whc.unesco.org/en/list/1368 До Альфельда можно доехать из Ганновера, где есть международный аэропорт. На электричках дорога займёт полтора-два часа.