Топ-10 классических голливудских вестернов

Jan 06, 2013 16:07

В прошлом году я целенаправленно смотрел голливудские вестерны, те, что не видел. В итоге за год я поглядел 50 фильмов из этого жанра (плюс десятки увиденных раньше), и в голове сложилось представление о нём, его развитии и правилах.

Хронологические рамки классического голливудского вестерна

«Немой» период Голливуда меня не особенно интересовал. Далее, до конца 30-х годов, вестернов почти не снимали. Причин я вижу две. Во-первых, вестерн в «немые» времена считался дешёвым, низким жанром (хотя бы потому, что требовал минимум затрат на производство). Во-вторых, после принятия Кодекса Хейса голливудские студии почти перестали снимать фильмы, в которых только и делали, что грабили, стреляли и убивали - а жанр вестернов виделся именно таким.

Жанр возродил Джон Форд, который в конце тридцатых стал делать римейки своих старых, ещё немых вестернов. Он же стал главным режиссёром жанра, и по сей день считается таковым.

С моей точки зрения, классический вестерн кончается в 1969-м году, когда были сняты сразу три прорывных фильма - об этом я расскажу в конце заметки.

Топ-10 по моему выбору

Топ представлен в хронологическом порядке, и положение фильма в списке не означает, что он лучше или хуже других. Все отобранные фильмы, на мой взгляд, не устарели и впоне смотрибельны сегодня. Я их отобрал именно за качество материала, а не на основе «значимости», «влиятельности» и «популярности», поэтому многие ленты, считающиеся великими вестернами, не попали в мой топ.



«Дилижанс» Джона Форда, 1939 (imdb)
Самый «классический» из классических. С этой картины начался ренессанс жанра, она заложила его основы и шаблоны (плохие индейцы, один крутой хороший парень против многочисленных врагов, зрелищные скачки и много стрельбы). Фильм открыл главную звезду вестерна - Джона Уэйна. Орсон Уэллс пересматривал «Дилижанс» десятки раз, считая его лучшим американским фильмом. Стивен Спилберг позаимствовал отсюда сцену погони для первого «Индианы Джонса». Фильм был настолько культурно значимым, что его закупил СССР: в прокате он шёл под названием «Путешествие будет опасным». Советские мальчишки именно по этой ленте составили мнение о высочайшем уровне голливудского кино.

«Происшествие в Бычьей Заводи» Уильяма Уэллмана, 1943 (imdb)
Уэллман, хорошо работавший в разных жанрах, спрятал под шкурой вестерна сложную, напряжённую психологическую драму. Это даже скорее детектив, чем вестерн. С другой стороны, история о суде Линча, о правах общественности и правах личности напоминает притчу. И Генри Фонда, уже суперпопулярный в то время, и Дана Эндрюс, только набиравший обороты - оба замечательны.

«Красная река» Говарда Хоукса, 1948 ( imdb)
Говард Хоукс, пожалуй, был в жанре вестерна №2 после Джона Форда. Фильм интересен тем, что по меньшей мере наполовину - это хорошая производственная драма из жизни перегонщиков скота, а вовсе не привычные ковбои против индейцев против бандитов. Джон Уэйн и Монтгомери Клифт разыгрывают конфликт сурового и богатого фермера с его приёмным сыном. Сцены с перегонкой сотен рогатых скотинок впечатляют жизненной непосредственностью.

«Джонни-Гитара» Николаса Рэя, 1954 (imdb)
Николас Рэй - один из основположников жанра триллера и создатель знаковых фильмов-нуар. Этот вестерн он наполнил уникальной атмосферой - я бы назвал получившееся «готическим вестерном». Первые двадцать минут ленты проходят в таком напряжении, что зритель боится моргнуть и упустить важное. Если Стерлинг Хейден представлен в своём обычном, единственном амплуа (сам Джонни), то 48-летняя Джоан Кроуфорд бесподобно играет хозяйку гостиницы, первую леди города. Но игру Кроуфорд затмевает Мерседес Мак-Кембридж, её персонаж - завистливая, маниакально одержимая предводительница местной милиции, ненавидящая героиню Кроуфорд. На противостоянии знаменитых актрис (на съёмочной площадке доходило до потасовки) строится весь фильм. Популярная одноимённая песня, конечно же, отсюда.

«Искатели» Джона Форда, 1956 (imdb)
Второй фильм Форда в моём списке. Казалось бы, много общего с «Дилижансом»: съёмки в Долине Монументов (любимая локация Форда), плохие индейцы, Джон Уэйн в главной роли. Но у индейцев появились проработанные характеры, а главное - Джон Уэйн впервые перестал быть однозначно хорошим парнем, образцом для подражания. Здесь это измученный, беспринципный, жестокий и беспощадный охотник на индейцев, похитивших его племянницу. Таких главгероев в вестерне ещё не было. Образцовая сцена: Уэйн простреливает глазницы у трупа индейца, чтобы тот ослеп и сбился с потусторонней тропы, которая ведёт в индейский рай.

«Сорок ружей» Самуэля Фуллера, 1957 (imdb)
Гибрид вестерна и другого популярного жанра - нуара. Низкобюджетный нуар - это был конёк Фуллера. Стилистически безупречная операторская работа. Главный герой, крутой представитель закона, который 10 лет никого не убивал и не хотел кровопролития - отнюдь не главный в этой картине. Это бенефис великолепной Барбары Стэнвик, предводительницы банды из сорока ружей, прагматичной, но влюблённой. Когда каскадёрша-дублёр Барбары отказалась исполнить ключевой, слишком опасный трюк в фильме, 50-летняя Стэнвик всё сделала сама. Она на полной скорости падает с лошади, путается в стременах, и та тащит её за собой несколько метров... Такие актрисы были в Голливуде в то время. Когда фильм впервые вышел, американские критики сочли его слишком жестоким.

«В 3:10 до Юмы» Делмера Дэйвса, 1957 ( imdb)
Дэйвс, как и большинство режиссёров того времени, был способен работать в любом жанре. Как и Фуллер, он успешно снимал нуар, и черты нуара ясно видны в «3:10». Классическая, часто повторяющаяся в вестернах история про пленника и его одинокого стража сработана идеально. Это минималистичный, почти камерный вестерн, в котором нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего кадра. Вэн Хелфен убедителен в роли уставшего отца семейства, а Гленн Форд - в роли харизматичного злодея. Если вы видели и оригинал, и римейк 2007 года, то уже убедились, насколько Кристиан Бейл и Рассел Кроу хуже справились с теми же ролями.

«Великолепная семёрка» Джона Стёрджеса, 1960 (imdb)
Пожалуй, самый популярный вестерн в истории, тот самый фильм, который у большинства всплывает в голове при слове «вестерн». Образцовый перенос сюжета Куросавы в сеттинг Дикого Запада. Весь фильм построен на тщательно проработанных образах каждого из семи, и так получилось, что пятеро актёров (Бриннер, Мак-Квин, Бронсон, Кобурн и приглашённый из ФРГ Буххольц) стали суперзвёздами, но большинство зрителей помнит их по роли именно в этой ленте. Талантливейший драматический актёр Эли Воллах (еврей по национальности) вдруг нашёл своё главное амплуа - злого и находчивого мексиканского бандита. Он повторит этот образ в «Хорошем, плохом, злом».

«Человек, пристреливший Либерти Вэлланса» Джона Форда, 1962 (imdb)
Третий фильм Форда в списке и его лебединая песнь. В определённом смысле - подведение итогов того, чего Форд добился в жанре, который он сам и создал. Кино о смелости, о человеческом долге и об американской демократии - Форд пестовал легенду о честной политике. Джеймс Стюарт с Джоном Уэйном, да, пожалуй, и Ли Марвин - все стартоваты для своих персонажей. Но, во-первых, в последнем значимом фильме Форд обязан был снять ключевых для жанра актёров, и, во-вторых, играют они настолько здорово, что возраст можно простить.

«Кэт Баллу» Эллиота Сильверстейна, 1965 (imdb)
Самый необычный вестерн в списке: во-первых, это комедия, во-вторых, местами она превращается в мюзикл. Несмотря на то, что главную роль играет божественная красавица Джейн Фонда (это она - Кэт Баллу), весь фильм - бенефис одного актёра, Ли Марвина. За роль бывшего лучшего стрелка Дикого Запада, не просыхающего и нищего алкоголика он отхватил заслуженного оскара. Более смешного персонажа вестерна вы не встречали.

* * *

В 1969 году вышли сразу три фильма, которые перевернули жанр американского вестерна: «Дикая банда» Сэма Пэкинпа, «Буч Кэссиди и Малыш Сандэнс» Дж. Р. Хилла и «Настоящее мужество» Генри Хэтавея; за последний из них Джон Уэйн наконец-то получил своего оскара. Вестерны перешли на новый уровень циничности и жестокости, размыли рамки добра и зла, а их главные герои навсегда утратили ореол паладина. Но это не значит, что прежде снятые фильмы, хранящие старые голливудские идеалы, стали хуже для зрителя.

что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up