Jan 26, 2011 12:07
На конвенте «Басткон 2011» каждый второй сетовал на то, что отечественная фантастика умирает. Выдвигались различные причины явления, вплоть до бредовейших. Типа, фантастика умирает, потому что наука умирает: с 60-х годов в науке не произошло никаких заметных событий.
А мне четко понятно, почему у отечественной фантастики трудные времена. Дело даже не в том, что «писать надо лучше», ведь никогда наша фантастика не отличалась красотой и мощью слога, даже в стругацкую эпоху. Дело в том, что 90% привлекательности фантастики - это образ мира будущего, логичный и актуальный (по состоянию на сегодня). Но, судя по тому будущему, что рисует наша фантастика, отечественный писатель застрял в 60-70-х годах. 20 лет назад мы смеялись над магнитофонными бобинами и многоэтажными компьютерами писателей 50-х годов. Сегодня можем смеяться над клавиатурами и плоскими мониторами, которые современные фантасты устанавливают в те же звездные корабли. Или над розничными магазинами, куда ходит потребитель XXII века.
Наши фантасты как будто не слышали о web 2.0, беспроводной передаче энергии, облачных вычислениях, графене или топливных элементах. Прочтя в газетах о расшифровке гена и клонировании, они, исходя из звучания терминов, выстраивают несусветные сюжеты, не имеющие отношения к реальному будущему генетики. И в целом это типично для фантастов - вспомним, что ни один литератор не сумел предугадать такие привычные сущности, как интернет или мобильная связь.
Кстати, по этой причине российская фантастика неконкурентна, она никому не нужна за рубежом (за исключением Лукьяненко и Глуховского, занявших свои ниши). Успеха не будет, пока наши фантасты не очнутся от комы, не поглядят по сторонам и не обнаружат, что вокруг них XXI столетие.
литература