May 13, 2010 14:03
Все исторические фильмы можно поделить на три типа.
1. Раньше всего появились пышные фильмы. Еще во времена немого кино стали снимать костюмные драмы, в которых зрителя, в первую очередь, привлекала красота тогдашней жизни: вычурные кафтаны и платья, неудобные доспехи, устрашающее холодное оружие. Всё это на фоне не менее необычных декораций: новеньких рыцарских замков и графских дворцов. Режиссеров не волновало то, что сюжет противоречит историческим фактам, а реквизит - археологическим данным. У средневековых бедняков, судя по кино, были идеальные зубы, а одежда делалась из ткани, к которой не приставала ни грязь, ни кровь.
Образцы: «Крестоносцы» ДеМилля и «Приключения Робин Гуда» Кёртица (30-е годы), «Бен-Гур» Уайлера и «Спартак» Кубрика (50-е), «Александр» Оливера Стоуна и «Царство небесное» Ридли Скотта (современность); и в целом - практически любые экранизации исторических пьес и романов.
2. В конце 60-х, на популярной волне неореализма, появляется интерес к дотошному историческому кино. Режиссеры осознают, что одежда рвалась и пачкалась, что после драки остаются синяки, что средневековый город утопает в грязи - и они готовы показать это зрителю. Начиналось это как фестивальное европейское кино, но вскоре поветрие достигает Голливуда. Апогей жанра - «Барри-Линдон» Кубрика, в котором эпохе соответствовал не только весь реквизит, но и грим, и манера речи, и манера держаться и даже - один из кинематографических прорывов Кубрика - свет полностью отвечал правде жизни (никаких ламп при съемках, только солнце или свечи!).
Образцы: «Полночные колокола» Орсона Уэллса, «Война и мир» Бондарчука, «Андрей Рублев» Тарковского, «Барри-Линдон» Кубрика, «Дуэлянты» Ридли Скотта.
3. Наконец, в 80-х пришло осознание, что в прошлом и 300 лет, и 3000 лет назад жили такие же люди, как мы - с теми же проблемами, радостями и горестями. А значит прошлое гораздо ближе к нам, чем принято думать. А тут еще и постмодернизм подоспел. Итогом стали фарсовые, осовремененные исторические фильмы, в которых персонажи намеренно обсуждают материи, не известные в былую эпоху, танцуют под техно и рок, дерутся как Брюс Ли и ругаются как последний гарлемский негр.
Образцы: «Амадеус» Милоша Формана, «Влюбленный Шекспир» Мэддена, «Планкет и Мак-Лейн» Джейка Скотта, «В ночном дозоре» Гринуэя, «Мария-Антуанета» Софии Копполы.
Мне нравится дотошное и фарсовое историческое кино, хотя, конечно, пышное - самое зрелищное.
история,
кино