Порой кинокомпании снимают такие дорогие и неудачные ленты, что эти фильмы хоронят и кинокомпанию, и причастных кинодеятелей.
Режиссер Майкл Чимино, до этого в 1978 году сделавший знаменитую картину «Охотник на оленей», получил картбланш от United Artists на следующий многомиллионный проект «
Врата рая» в жанре вестерна. Он провалил все сроки, в разы превысил первичный бюджет и в итоге сдал финальный монтаж длиной более пяти часов. Студии пришлось два раза перемонтировать ленту, чтобы хоть как-то пристроить ее в прокат. В 1980 году фильм вышел и собрал в США менее 3,5 миллионов долларов (при производственных затратах в 44 миллиона, не считая расходов на рекламу). После этого корпорация, владевшая United Artists, поспешила избавиться от студии, едва ли не бесплатно отдав ее MGM. Чимино больше не доверили ни одного серьезного проекта, а голливудские студии с тех пор опасаются давать картбланш даже самым прославленным режиссерам.
В 1982 году Фрэнсис Форд Коппола выпустил мюзикл «
От всего сердца», полностью финансировавшийся его собственной студией Zoetrope. Коппола влез в кредиты и потратил на производство 26 миллионов долларов. Фильм был настолько неудачным, что собрал в прокате лишь 600 тысяч. После этого Коппола еще 15 лет расплачивался по долгам, для чего вынужден был снимать неинтересные ему фильмы на чужих студиях (так, в частности, появились «Клуб Коттон» и «Крестный отец III»). Исключительно личные связи и доброе отношение к нему помогли избежать Копполе банкротства.
Ну а самый вопиющий случай связан с кончиной знаменитой кинокомпании Carolco, которая сделала такие блокбастеры, как трилогия про Рэмбо, «Красная жара», «Вспомнить всё», «Терминатор-2», «Основной инстинкт», «Скалолаз» и «Звездные врата». В 1994 году Carolco доверила продюсерское кресло и 100 миллионов долларов Ренни Харлину, до этого снявшему вполне приличные «Крепкий орешек-2» и тот же «Скалолаз». Ренни взялся за пиратский фильм «
Остров головорезов», куда на главную роль прихватил свою жену Джину Дэвис (она пыталась изобразить что-то вроде Джека Воробья в юбке). Ее партнером был выбран подающий надежды Мэттью Модайн. Картина была во всех отношениях настолько дурна, что при 100-миллионном бюджете (не считая затрат на рекламу) собрала в американском прокате лишь 10 миллионов. Фильм до сих пор числится в «Книге рекордов Гиннесса» как самый значительный финансовый провал в киноиндустрии. В итоге на карьере Модайна был поставлен крест, Джина Дэвис больше не получила ни одной высокооплачиваемой роли, а Харлин теперь числится одним из худших режиссеров. Более того, студии опасались с тех пор подымать в кино пиратскую тему, и только Disney с «Пиратами Карибского моря» удалось снять с нее проклятие.
А что Carolco? У Carolco оставалась последняя надежда - новый фильм Верховена, который мог бы выстрелить, как «Основной инстинкт». Но этим фильмом, к сожалению, были «Шоугёрлз» - вероятно, худшая из голливудских картин Пауля (худшая для Верховена - не значит «плохая», теперь эта лента стала культовой). А Carolco объявила о банкротстве и умерла.
Теперь вы можете представить, как сложилась бы карьера
режиссера Федора Бондарчука и продюсера Александра Роднянского, если бы они работали не в России, а в рыночных условиях Голливуда.