Оригинал взят у
escapistus в
Почему прежде были возможны общие захоронения солдат враждебных сторон "Если б солдаты знали, ради чего мы ведем войны,
никакие войны, вообще, не были бы возможны"
Фридрих Великий
Ну, посмотрел я
"Забытую войну", и теперь всем рекомендую. Нет, не наврали с три короба, как я предположил заранее. Там другая "беда" - авторы, наоборот, изо всех сил постарались быть честными, из-за чего порой они выглядят смешно. Очень чувствуется, что они всей душой на стороне "России, которую мы потеряли", но при этом режут про ту Россию самую нелицеприятную правду-матку, которую лишь глухой не услышит. Ну, и "русские патриёты", разумеется, эта публика совершенно невменяема. Из-за всей озвученной правды картина порой выглядит забавно, но тем более ценен этот взгляд на происходившее, взгляд сторонников романовской России, искренних переживальщиков за хруст французской булки.
.
Главное, что приведенные в фильме слова Фридриха II Прусского (Великого), которые я вынес в эпиграф, могли бы стать эпиграфом и ко всему этому киноциклу, который, по идее, должен бы вызвать бурю протестов со стороны "патриотической" общественности, но точно не вызовет. Просто, в силу
непроходимой тупости черносотенной массы, которая всегда услышит лишь про героизм чудо-богатырей, всю дорогу воевавших, в их представлении, "за Веру, Царя и Отечество". Что, увы, отчасти, и значительной части, является горькой правдой. Но никогда не хватит им ума, чтобы освоить максиму "Романовская Россия - штрафбат истории", означающей, что Кобылы - "Романовы" всю дорогу воевали "до последней капли русской крови" в интересах "своих же" вековечных врагов. Заради их благоденствия и процветания, всегда неизбежно, ибо закономерно, ведших в дальнейшем к очередному витку пролития русской крови. Мне известно лишь одно исключение из этого общего для той поганой династии правила - резко поумневший к концу своего правления Павел, вступивший в союз с Наполеоном, но не успевший реализовать свои правильные замыслы по совместному с ним сокрушению Британии. За каковые замыслы его "русские патриёты", к слову сказать, и убили, это теперь доподлинно известно и документально доказано англичанами же. И так все и продолжалось, вплоть до появления Сталина, эта династия придурков, так и боролась за английское счастье, не щадя русского народа. Но патриотическая общественность и сейчас дружно падает в обморок, когда ей сообщается о сталинских планах окончательного решения "английского вопроса" в пользу России. Не без некоторых странностей эта "наша" общественность, всю дорогу за главных врагов ужасно переживает.
Прозвучало в фильме, помимо всего прочего, и упоминание о том, что еще под Танненбергом в 1914 году было сделано общее захоронение погибших солдат, и русских, и германских, в одной братской могиле. Это многовековая европейская воинская традиция, и лично меня она всегда несколько коробила и крайне сильно удивляла. Думаю, я нашел ответ на вопрос, почему в дальнейших сражениях ХХ века такая практика стала полностью невозможна. А мы же привыкли именно к поздней традиции, в первую очередь, мы воспитаны на примерах Великой Отечественной.
Полагаю, все из-за того, что радикально изменился сам характер войн. Они перестали быть битвами гордых сеньоров, бросающих в мясорубку подведомственное им быдло по собственному усмотрению. Стало недостаточно просто кинуть этому тупому стаду какую-то "патриотическую" кость, какой-нибудь незамысловатый лозунг, вроде пресловутого "за Веру, Царя и Отечество". Уже к середине Первой мировой вся патриотическая дурь перестала работать одновременно в окопах всех воюющих сторон. А дальнейшие войны и вовсе вдруг приобрели осмысленный характер для всех их участников. Толпы отныне не были лишь молчаливыми объектами истории, превратившись в субъектов - ее сознательных творцов. Все межгосударственные конфликты внезапно приобрели некоторый характер войн гражданских - войн за некую Идею. То есть, войн религиозных. А я, например, совершенно не могу себе представить захоронение в одной братской могиле католиков и гугенотов. И дело не в том, что обряд отпевания разный, это, как раз, никогда, в т.ч., и в Первую мировую, и потом в Гражданскую в России, никому не мешало. Муллы и православные священники запросто отпевали убитых единоверцев, стоя рядом друг с другом во время одной на всех, общей, церемонии погребения. А невдалеке могли совершать положенную над усопшими требу родноверы - "язычники", также воевавшие в Первой мировой ("за Веру, Царя и Отечество"?), не говоря о старообрядцах. Или калмыцких кавалеристах, произносивших соответствующие случаю мантры.
А, вот, захоронение в общей могиле католиков и гугенотов, и тех, и других - французов, я себе представляю так же плохо, как братскую могилу "красных" и "белых", и тех, и других - русских. Или захоронение советских бойцов рядом с фашистами. Причем, это немыслимо себе представить с обеих сторон. Великая Отечественная также носила характер не обычной межгосударственной войны, но характер принципиальной разборки. Обоюдно не признающей никаких компромиссов разборки двух различных взглядов на мироустройство, двух антагонистических мировоззрений, двух правд. А в такой войне, например, всякое братание полностью исключено, ибо договариваться о чем-либо не согласна сама солдатская масса. Отсюда и невероятное ожесточение той войны с обеих сторон и ее полная бескомпромиссность. Отсюда и такая вызывающая восхищение упорность немцев в окончательно уже проигранной войне при обороне ими Берлина в апреле 45-го. Лучше всего тот "абсурдный" героизм немцев отражен на сегодняшний день в фильме "Бункер", одну из
сцен которого так любят использовать при создании различных интернет-хохм. Отсюда и что-то совершенно запредельное в ходе устроенных немцами уже после поражения в столице боев за Прагу. Из оставшихся воспоминаний людей, прошедших, вообще, все главные сражения той войны, включая Сталинград и тот же Берлин, однозначно следует, что ничего страшнее Праги - 45 они не видели, так они все дружно утверждают. Не только мы, но и немцы тогда не просто воевали, но утверждали свою правду на Земле. Потому, даже уходя в небытие, громко хлопали дверью, стремясь оставить жить после себя как можно меньше врагов. Идейных врагов. То была война религиозная.
Ничего подобного в Первую мировую не наблюдалось. Так отчаянно сражаться за "своих" августейших придурков и тыловых "патриотических" свиней, то есть, за ту самую "родину" эту постылую, которая и до войны-то уже многих не слишком устраивала, никто не собирался. Что называется, дурных нэма. Потому и было так возможно повсеместное окопное братание на всех фронтах той войны. Ни одна из сторон, засевших непосредственно в окопах, не понимала, зачем они должны терзать друг друга. И с мнением вышестоящих инстанций были не слишком согласны. И, вообще, держали в сильном подозрении эти "свои родины". Все, так сказать, шибко грамотные стали, а потому газете "Окопная правда" верили куда больше, чем агитлисткам, сначала царским, а потом и Временного правительства. Правительства шибко "патриотических" умников. Агитаторов от того правительства, прибывавших на фронт разговаривать с солдатами от имени России, напоминаю, просто поднимали на штыки. Россия поднимала на штыки наглых самозванцев. Случались, правда, и случаи христианского гуманизма. Как, например, это описывается в замечательной и показательной
песне героя Золотухина из "Бумбараша", который построил свои взаимоотношения с тыловыми крысами - "патриотами", сытыми агитаторами за войну, следующим образом:
Ты - Ерёма, да я - Фома.
Ты мне слово, я те - два!
А бумажечку твою
Я махорочкой набью.
И отпускали такую "патриотическую" общественность с миром. Что лично у меня вызывает большое удивление. Вот, с мужем Кати из "Хождения по мукам" поступили, помнится, куда логичнее. Так что, все войны, казалось бы, такие одинаковые, на самом деле, все очень разные. И добрый совет всем антинародным режимам: ребятки, думайте заранее, что вы будете делать, когда у вас на фронте вся патриотическая общественность
закономерно закончится. И что вам тогда останется делать, петь нам песню про Родину? А судьба вашей родины нам, в лучшем случае, безразлична. Но это в лучшем случае. А то, бывает ведь, как показала практика, и более страстное отношение. Ко всяким, знаете ли, странным
"родинам".