Честный разговор со школьным учителем о "Классических беседах" и современной школе. Часть 1.

Jul 19, 2020 10:40


Часть 1. "Хочешь учить - побори Борю!"

В конце мая 2019 года мы с Николаем - учителем истории -  сидели в кафе и трапезничали. Вокруг нас, занимая все столы, сидели нарядно одетые школьники - у них в этот день был последний звонок.



Мы говорили откровенно обо всем, как только могут говорить братья во Христе и близкие единомышленники. Диалог оказался настолько содержательным, что, вернувшись домой, я записал на бумаге его основные тезисы. Предназначается для всех, интересующихся проблемами современного образования.

Николай: Что сейчас пишешь?

Павел: Статью в защиту «Классических бесед» (далее - КБ). Некий священник Анатолий Чистов по личным мотивам баламутит народ и натравливает его на наше сообщество. Не нравится ему, что мы критикуем школы и т.н. «православные гимназии».

Н. Почитаю. Не скрою, с интересом слежу за успехами вашего сына, особенно после того, как он пропел мне штудию «Правители России». Мне нравится идея КБ.

П. Чем же?

Н. Ирина Шамолина - молодец. Она осуществила мечту всех школьных учителей.

П. (с удивлением) Это как??

Н. Поверь мне, все учителя спят и видят, чтобы усвоение материала гарантировали родители. А учителя бы их подробно инструктировали. Все знают, что это верный путь к успеху. А если родители не помогают, то учитель бессилен. То, что у вас в КБ реализовано на практике - мы об этом только мечтаем (Николай ещё не знал, что через год эти мечты сбудутся из-за коронавируса!)



П. Теперь понятно, почему среди критиков КБ так мало школьных учителей. Те, кого на нас натравили конкуренты - это в основном школьные родители (СОПР). А учителя - скорее наши союзники. Например, одна семья, недавно присоединившаяся к нашему сообществу, впервые узнала о КБ от преподавательницы одной из лучших школ города. Мы были крайне удивлены.

Н. Ничего удивительного. Учителя, в отличие от родителей, знают реальную ситуацию в школе. Мы настолько перегружены бумажками, что нам просто физически не хватает времени для того, чтобы кого-то учить. Вместо разгрузки, о которой учителя слезно просили президента на «Прямой линии», нас грузят дополнительно. Например, в этом году приказали вести не один, а сразу два вида дневника для родителей - электронный и бумажный - и готовить научную работу. Ежегодно, Карл! После чего я позвонил тебе и честно сказал, что никто никаких детей в школе учить не будет. Забрали сына и молодцы.

П. Я помню.

Н. Меня вызывают и приказывают за несколько дней подготовить с учениками две письменные работы по истории России на конкурс. У меня в классе есть парочка учеников, способных написать очень хорошо. Но у меня банально нет времени, чтобы с ними поработать. Уроки, планы, дневники, репетиторство - каждый день я валюсь с ног от усталости. Поэтому сажусь в последний день, пишу вместо них и сам отсылаю. И так делаю не я один.

П. Какая-то бессмысленная профанация образования.

Н. К сожалению - да. Как и во время экзаменов ОГЭ и ЕГЭ, когда, стыдно сказать, весь педколлектив находится в туалете, помогая вышедшим туда школьникам решать эти тесты. Потому что никто из учителей не хочет понижения в своих и без того малых зарплатах.

П. Ясно. Сколько человек в классе реально учатся?

Н. В пятом классе более половины. Люблю преподавать маленьким - вот таким (показывает на окружавших нас школьников). В старших классах слушают человек пять-шесть. Остальные 80 % класса тупо хихикают. Я привлеку их внимание к себе только в одном случае: если разденусь и станцую на столе.

П. Да ну!

Н. В первый год работы меня сразу поставили учителем старших классов. Прихожу. Девочки одеты нескромно, не знаю куда глаза девать. Ути-пути, говорят, какой молоденький. Мне 22 года, ещё не женат. Ребята - дерзкие. Хочешь,говорят, препод, чтобы мы тут тебя слушали? Тогда сперва побори на руках нашего Борю.

П. И ты... ?

Н. Согласился! Я ведь тогда горел желанием учить, приносить им пользу. Но, когда схватился с этим здоровяком Борей, понял, что не одолею. Решил просто держать его. Минут десять боролись изо всех сил, под крики всего класса. Семь потов с меня сошло. Ни Боря не смог меня положить, ни я - его.

П. Вот это да! Зауважали?

Н. (скептически) Ага. Целых два месяца слушали историю. А потом им надоело. В телефонах интереснее.

П. Не помогло, значит.

Н. В 11-м классе уже ничего не поможет. Я ещё легко отделался. Бывает и хуже. Помнишь нашего отличника, Игоря Орлова? Тонкая ранимая натура. Он тоже устроился учителем истории. А через год вдруг уволился и сказал, что ноги его более в школе не будет. Он рассказал мне недавно, что случилось. Оказывается, в столовой его зажали старшеклассники: ты чего сюда пришел нас обжирать? И чуть не избили. Никого из них потом не наказали.

П. Я не удивлен. Детей забирают из семьи и помещают в коллектив себе подобных, который их и воспитывает. В итоге те, кто успешно прошел эту «социализацию» сбиваются в волчьи стаи. Если они учителя зажали, то представляю, что они делают с ровесниками. Протоиерей Димитрий (Смирнов) и Ирина Шамолина справедливо говорят, что школа - это противоестественная среда для детей. Господь Бог не напрасно поместил ребенка в семью, то есть в среду людей разного возраста. Великий Дионисий (Ареопагит) учит, что божественная любовь экстатична, она не оставляет любящих оставаться в самих себе, но побуждает их пребывать в любимых. Поэтому старшие промышляют о младших, а младшие возрастают в старших. Господь Бог так устроил мир. И даже показал эту истину на плоти: всякий сын даже физически растет в своего отца, а не в учителя или в правителя.

Н. Поэтому я и говорю, что в классах должно быть не более 8-10 человек, а в обучении участвовать родители, чтобы дети возрастали в них. Как в «КБ». В школе на одного старшего приходится слишком много младших. Здесь они «возрастают» в друг друга, а не в старших. Возрастают в глупости.

П. Как насчет твоего маленького сына?

Н. С удовольствием присоединился бы к КБ. Но, не получится. Ты же знаешь, что моя жена не такая как твоя. Она не станет никого учить. А я загружен по горло.

П. Проблема.

Н. Поэтому я решил отдать его в сельскую школу. Там мало учеников в классе. И дети не такие испорченные. А сам дома обучу его Закону Божию.

П. Отдав его в любую школу, ты упустишь инициативу. Будешь лишь реагировать на ростки зла, которые заметишь в сыне, не имея возможности устранить их причину. Купировать болезни, а не лечить их. Именно этим и занимаются родители школьников. А вот «семейники» диктуют свою повестку дня. Кроме того, школьная программа не богоцентрична. У твоего сына будет мировоззренческий конфликт, так как в школе его будут учить одному, а дома - другому.

Н. А какое преимущество в этом плане есть у КБ? В упор его не вижу. Вы ведь учите не Закон Божий, а те же самые предметы. Учите, возможно, по более эффективным методикам, с песенками, прибаутками и так далее. Просто в центре доски у вас приклеена икона Христа. И всё.

П. Хорошо, давай я поясню. Послушай меня внимательно. Ты задумывался, как именно советским идеологам удалось получить на выходе из школы целые поколения атеистов? Тех самых стариков, о которых ныне вздыхают священники? Еще в 1920-х годах большевики намеренно вырезали из школьных пособий всю так называемую «поповщину»: любое упоминание о Боге, творении, Промысле, посмертии, молитве и т.д. Учебный материал был умышленно перемешан с мифами об эволюции, прогрессе, классовой борьбе и подан под соусом атеизма и гуманизма.

Прибавь к этому огромное влияние советских книг и фильмов с их фальшивыми героями. Всякий учащийся незаметно для себя впитывал в себя атеистическое мировоззрение, как говориться «с молоком матери». Мы все им пропитаны, просто не замечаем. Поэтому у нас храмах менее 1 % населения на службах, а детей и того меньше. При этом наши православные словно в затмении хвалят все советское.

А что необходимо для того, чтобы начать воспитывать христиан?Правильно, произвести обратное действие. Удалить из школьных пособий эволюцию, прогресс и классовую борьбу. Беспощадно расчистить эти Авгиевы конюшни. И наполнить дидактический материал напоминанием о живом Боге, управляющем миром и спасающем благочестивых. Но, обрати внимание, этого никто не сделал и не собирается. Даже СОРОиК (Синодальный отдел религиозного образования и катехизации) давно смирился и помалкивает.

Н. Не согласен я. Вот, например, мой отец учился в советской школе. Это не помешало ему в зрелом возрасте придти к Богу и воспитать меня в вере.

П. И какой вывод? Будем учить детей атеизму?

Н. Нет, конечно.

П. В советское время не было выбора. Сейчас есть выбор. «Лучшим воспользуйся»- говорит Апостол (1Кор.7:21). Лучшее сейчас - это КБ. Это - новые мехи для нового вина! У нас сообщество верующих православных родителей, которые поддерживают друг друга. И принципиально иная, отличная от школьной, программа. Учебные пособия «КБ» уже очищены от скрытого атеизма и содержат упоминания о Творце и Его Премудрости, что составляет их уникальность для родителей, желающих воспитать членов Царствия Божия. И они удобно, как пазлы, сочетаются с Законом Бога, который ты хочешь преподать сам. А вот школьная программа с ним не сочетается.

Н. Покажи мне на конкретном примере, как соединяются эти пазлы.

П. Например, открываем «Путевые заметки» (Ключи, Грамматика) и читаем «Важно! Известные всем эмоциональные восклицания «Слава Богу», «Благодарение Богу» и др. - это христианские молитвы, благочестивое обращение к Господу и если они превращаются в междометия - то это нарушение 3-й заповеди («Не произноси имени Господа твоего напрасно» [Втор.5:11]). Не следует использовать молитвы как междометия!» (стр. 95).

Уча сына грамматике, именно в этом месте ты попутно наставишь его 3-й заповеди Декалога. Если обращение к Богу («Господи», «Боже мой», «Иисусе Христе») или молитва («Господи помилуй!»), выражая эмоции, исполняет роль междометия, и заменяется им без потери смысла, следовательно, перед нами нарушение 3-й заповеди. Например, в маршрутке «Господи! Вы наступили мне на ногу!» заменимо на «Ой! Вы наступили мне на ногу». Классическое поминание имени Божия всуе. Твой сын будет следить за своей речью и поправлять других. А исполнение заповедей Господа - «это не пустое для вас, но это жизнь ваша» (Втор.32:47)!

Н. Это прекрасно. Но этому научит любая учительница русского языка, если я попрошу ее об этом.

П. В рамках частной инициативы - да. Но в школьном пособии об этом нет и не будет. Потому что оно секулярно, то есть намеренно отделено от религии. Там много чего нет, что могло бы быть. Между тем, школа отбирает у детей лучшие для обучения годы. Впрочем, гораздо хуже другое, когда в учебниках наличествует то, что прямо удаляет ум детей от Бога.

Н. Приведи конкретный пример, чтобы я понял о чем ты говоришь.

П. Хорошо. Возьмём область, в которой ты компетентен - историю...

Продолжение следует. См. Часть 2. «Тамерлан или Гитлер?»

Классические беседы, Христианское осмысление истории, Ирина Шамолина, семейное образование

Previous post Next post
Up